Вы учите своего ребенка, как извиняться правильно? Извинения требуют наивысшего уровня человеческого потенциала – сознательную саморефлексию и способность признать опыт другого человека. Когда мы извиняемся, то ставим себя в уязвимое положение по отношению к другому человеку.
Вот почему никто никогда не просыпался утром в восторженном состоянии, потому что должен кому-то принести извинения. Конечно, люди считают, что просить прощение – это правильно, но все равно боятся и придумывают причины не извиняться: отказываются верить, что они неправы, обвиняют другого человека или не думают, что сказанное ими имеет значение.
Взрослые из самых лучших побуждений учат детей извиняться, но иногда совершенно контрпродуктивно. Родители заставляют своих детей извиняться, когда те не понимают, что происходит на самом деле. Взрослые требуют просить прощения, злятся на детей, если те отказываются, и не пересматривают свое решение, когда получили возможность к самоанализу.
Что же делать, если дети извиняются только для того, чтобы избежать неприятностей?
Психологи утверждают, что очень важно показывать детям модель того, как давать и принимать извинения. Если вы достойно показываете себя в такой момент, то даете своим детям основу для их нравственного развития. Если же вы ведете себя не совсем достойно, то упускаете возможность продемонстрировать ваши ценности в действии, и это снижает ваш авторитет у ребенка.
Вот почему не стоит удивляться циничному поведению детей и подростков. Ведь они являются свидетелями «поддельных» извинений среди сверстников и взрослых, которые относятся к ним неуважительно, злоупотребляют своей властью и не желают извиняться. Не трудно понять, как сложно убедить детей, что извинения – это совсем неповерхностные жесты.
Но не все так безнадежно: когда ребенок видит, что взрослый действительно приносит извинения или со знанием дела посредничает в перемирии между детьми, то он понимает власть извинений для улучшения отношений.
Приносящий искреннее извинение:
Примеры искренних извинений: «я глубоко сожалею о том, что я вам наговорил» или «я действительно перешел черту, я не думал о том, как я тебя унизил или в какое положение я тебя поставил».
Однако стоит помнить, что дети и подростки постоянно видят людей, которые приносят фальшивые извинения. Таким образом, если мы хотим поговорить с детьми о силе искренних извинений в преобразовании отношений, то мы должны узнавать и определять поддельные извинения.
Фальшивые извинения – это сочетание высокомерия, неискренности, а иногда и глупости (потому что человек не понимает, насколько лживыми они кажутся другим).
Приносящий фальшивые извинения:
Вот почему важно знать, как противостоять поддельным извинениям. Вот одна из такой стратегии:
По всем этим причинам важно знать, как противостоять поддельному извинению. Вот одна стратегия:
Будет хорошо, если вы поговорите с ребенком об извинениях. Вы можете спросить у ребенка:
Что следует ожидать от человека, который ждет извинений?
Что следует ожидать от человека, который должен извиниться?
Расскажите ребенка, что когда кто-то приносит извинения, то другой человек должен их принять и двигаться дальше. Лучший ответ – это сказать что-то вроде «Спасибо». Избегайте говорить: «Не переживай» или «Все в порядке». Если извиняющийся спрашивает: «Ты меня прощаешь?», а другой человек не готов сказать «да», то следует ответить: «Я еще не готов простить, но искренне рад, что ты попросил прощения».
Объясните ребенку, что даже если он искренне извинится за свой поступок, другой человек все равно может его не простить. Реальная цель состоит не в том, чтобы получить прощение. Ребенок просто должен приложить все усилия, что загладить свою вину.