Как обеспечить дисциплину вашего ребенка, чтобы он или она вели себя достойно и дома, и в общественных местах? Каждый родитель хочет, чтобы их дети были счастливы, воспитаны, пользовались уважением окружающих и смогли найти свое место в жизни. В общем, выросли достойными взрослыми. Никто не хочет быть обвинен в воспитании избалованного ребенка.
Но иногда кажется, что эти глобальные цели находятся очень далеко от текущего поведения вашего ребенка. Предлагаем вашему вниманию обобщенный материал по многим проблемам воспитания и дисциплины: барьеры для хорошего поведения, эффективные методы воспитания и помощь при опасных поступках детей.
Грубо говоря, дисциплина – это процесс обучения вашего ребенка, уточняющий, какое поведение приемлемо, а какие поступки не приемлемы. Другими словами, дисциплина учит ребенка следовать правилам. Дисциплина может включать как вознаграждения, что очень важно, так и наказания, например, очень модный нынче тайм-аут. Звучит достаточно просто в теории, однако каждый родитель на практике сталкивается с проблемами, связанными с детьми и их дисциплиной.
Родители сталкиваются с рядом препятствий, когда пытаются учить надлежащему поведению своих детей. Сколько подобных препятствий испытали вы?
Дети, которые не слушаются и не уважают взрослых: «Я тебе уже тысячу раз говорил!»
Дети, которые действительно слушают, но игнорируют или намеренно не подчиняются вашему запросу на хорошее поведение.
Ваш родительский долг состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести самостоятельность, привить уважение к другим и научить не терять самообладание. Родственники, школа, религиозные и социальные институты могут лишь помочь вам. Однако основная ответственность за воспитание и дисциплину лежит только на родителях.
Взгляните на ваш текущий стиль воспитания и то, как вы используете дисциплину. Психологи описывают три основных стиля воспитания:
Дисциплинарные методы, которые вы выбираете, могут зависеть от нескольких факторов: тип неадекватного поведения вашего ребенка, возраст ребенка, его темперамент и ваш стиль воспитания. Давайте узнаем, какие методы рекомендуют к использованию детские психологи.
Признание хорошего поведения – лучший способ поощрить вашего ребенка, чтобы тот продолжал его показывать. Иными словами, хвалите его, когда он хороший, когда он показывает то поведение, к которому вы и стремились.
Этот метод состоит в том, что вы позволяете ребенку испытать последствия его неправильного поведения. У вас нет необходимости читать ему лекции и нотации. И ребенок не сможет обвинить вас за случившееся. Например, если ребенок намеренно ломает игрушку, то не сможет больше с ней играть.
Естественные последствия хорошо работают тогда, когда дети как будто не слышат ваши предупреждения о потенциально возможных результатах их поведения. Однако убедитесь, что ребенок находится в безопасности.
Эта методика аналогична естественным последствиям, но предполагает, что вы описываете ребенку, каковы будут последствия его неприемлемого поведения. Следствие напрямую связано с поступками. Например, вы говорите ребенку, что если он не уберет свои игрушки, то вы лишите его этих игрушек в течение недели.
Иногда методы логических и естественных последствий не работают – или у вас нет времени, чтобы их продумать или придумать. В этом случае приходит на помощь устранение привилегий. Например, если школьник не заканчивает свою домашнюю работу вовремя, вы можете устранить привилегию на просмотр телевизора или игру в компьютерные игры в течение вечера. Этот метод дисциплины работает лучше всего, если привилегия:
Модные нынче тайм-ауты (перерывы) работают, если вы точно знаете, что ребенок сделал не так, или если вам нужно отдохнуть от его поведения. Убедитесь, что установили место для тайм-аута загодя. Это должно быть тихое, скучное место … Точно не в спальне (где ребенок может играть) и не такое опасное место, как ванная комната. Этот дисциплинарный метод может работать с детьми, когда ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять цель тайм-аута – обычно в возрасте около двух лет и старше, с добавлением минуты времени за каждый год ребенка. Тайм-ауты зачастую лучше работают с маленькими детьми, для которых отрыв от родителей выглядит как настоящее лишение. Оговоримся, что нельзя применять этот метод слишком часто, а также нельзя (!) оставлять ребенка в темной комнате и закрывать ее, чтобы потом не пришлось бороться с детскими страхами.
Такое телесное (физическое) наказание, как порка, не рекомендовано к применению многими детскими психологами и врачами. Почему? Прежде всего, потому, что нефизические воспитательные методы работают лучше, с меньшим количеством негативных последствий. Как считают специалисты, порка может привести к следующим проблемам:
Какой бы дисциплинарный метод вы ни выбрали, он может быть более эффективным, если вы держите в уме следующие мысли:
Ключ к эффективной дисциплине – понять, кто ваш ребенок, особенности его темперамента, а также использовать дисциплинарные методы, чтобы помочь ему реализовать потенциал, учитывая его таланты и наклонности. Ни в коем случае не стоит превращать его в такого человека, которым он не может быть в силу природных особенностей. Например, нельзя превращать шумного и активного ребенка в спокойного домоседа.
Методы дисциплины не должны приходить из ниоткуда, особенно если вы пробуете что-то новое. Детям, которые уже достаточно взрослые, чтобы понять, во время запланированного обсуждения (не в запале) объясняют технику: почему вы ее используете и что вы хотите достичь с ее помощью. Дети старшего возраста могут быть включены в выбор того, какие награды и последствия будут задействованы в этой методике воспитания.
Если вы проявите уважение к ребенку (даже когда наказываете его), то он с большой долей вероятности будет уважать вас, других членов семьи и окружающих людей. Если вы потеряете контроль над собой или перегнете палку с неуважением, извинитесь перед ребенком. Ведите себя так, как бы вы хотели, чтобы ваш ребенок вел себя с вами.
Любая воспитательная техника потерпит неудачу, если вы не будете последовательно ее реализовать. Например, если вы говорите, что заберете игрушки на неделю, то и забирайте их, если ребенок продолжает вести себя неправильно.
Не нарушайте установленные вами правила и не сдавайтесь во время публичных проявлений детского характера. Например, если ребенок закатывает истерику во время похода по магазину. Если вы уступите ребенку, истерики будут продолжаться.
Попытайтесь сохранять свои цели и свои методы последовательными в течение долгого времени. Согласуйте подходы к воспитанию ребенка со всеми взрослыми, которые несут ответственность за него.
После того, как последствие детского поступка закончено, или срок наказания был отбыт, не просите извинения и не читайте лекции о поведении. Помогите своему ребенку вернуться к соответствующей деятельности.
Прежде чем наказывать ребенка, убедитесь, что ребенок действительно не понял, что вы попросили его сделать. Иногда родители предъявляют требования к поведению, которое выходит за возрастные рамки ребенка. Как и другим навыкам в жизни, поведению тоже нужно «вырасти».
Если вы заметили закономерность неадекватного поведения, часть решения – понять его причины. Например, возможно, ваш ребенок расстроен тем, что уезжает его лучший друг. Возможно, у вашего ребенка был плохой день в школе. Возможно, ваш ребенок напряжен из-за семейных проблем. Возможно, он устал или голоден. Эти объяснения не извиняют плохое поведение, но помогут понять, почему оно происходит, и помогут вам и вашему ребенку найти способы его предотвращения.
Даже если в вашем родительском арсенале собраны лучшие дисциплинарные методы и стили воспитания, есть такие дни, когда кажется, что ничто не работает. Возможно, у вас был плохой день. Развитие навыков положительной дисциплины требует времени и долгой практики. Если вы чувствуете, что сделали ошибку, признайтесь в этом и извинитесь пред ребенком.
Бывают такие случаи, когда вы не знаете, что делать, чтобы помочь вашему ребенку научиться правильно себя вести. Возможно, вы уже перепробовали все описанные выше методы, но безрезультатно. Если у вас есть вопросы по поводу поведения и дисциплины ребенка, свяжитесь со специалистом.
Когда пора идти к психологу: