методика Домана

Наверное, ни одна методика раннего развития детей не вызывает столь противоречивые отклики, как система Глена Домана. Подтверждение эффективности методики более чем убедительно – более десяти лауреатов Нобелевской премии в детстве занимались по данной системе, разработанной американским нейрохирургом в середине прошлого века. Однако не все так однозначно. Давайте более подробно рассмотрим все достоинства и недостатки системы раннего развития, позволяющей, по утверждению некоторых специалистов, растить маленьких гениев.

История создания

Американский нейрохирург Глен Доман работал в послевоенные годы в Филадельфийском институте с детьми с нарушениями центральной нервной системы. При помощи внешних раздражителей он стимулировал здоровые клетки. Сначала больным показывали карточки с красными точками, потом им на смену пришли слова и картинки. И метод дал удивительные результаты. Дети, которые считались умственно отсталыми, не только поправились, но и в некоторых случаях перегнали своих здоровых сверстников, научившись раньше их счету и чтению. Затем эта методика стала применяться и в обучении здоровых детей.

Процесс обучения

Каждое занятие по методу Домана продолжается всего несколько секунд. Малышу показывают карточки и называют изображение или слово. Эти карточки разделены по темам и предъявляются ребенку сериями. Каждое занятие нужно демонстрировать новые карточки, а прежние можно демонстрировать снова только через месяц. В день подобных занятий нужно проводить не меньше 50. Обучение идет от простого к сложному, от буквы к конкретному факту об объекте: что это за животное, где обитает и т. д. И с первого дня жизни одновременно с обучением чтению, математике и энциклопедическим знаниям нужно развивать физически – то есть побуждать активно двигаться.

Достоинства и недостатки методики

Давайте рассмотрим плюсы и минусы данной методики.

Плюсы

  • Обучение можно начинать практически с самого рождения ребенка.
  • Весь педагогический процесс больше похож на совместную игру ребенка и взрослого, в которой малыш получает много внимания и положительные эмоции.
  • Полноценные занятия по методике Домана позволяет ребенку не только запоминать множество разнообразной информации и развивать его память, но и получать энциклопедические знания.
  • По системе американского врача также происходит стимулирование физического развития малышей.
  • И, как уже было сказано вначале, система проверена временем: нобелевские лауреаты и известные ученые могут это подтвердить.

Минусы

  • Трудоемкость процесса изготовления карточек для занятий (правда, можно купить готовые наборы или скачать из Интернета).
  • Сложный распорядок занятий: необходимо ежедневно по нескольку раз в день показывать карточки, правильно менять уже продемонстрированные. На наш взгляд, от родителей потребуется полная самоотдача, и это не считая другие мероприятия с детьми.
  • Малыш учится запоминать, но не понимать и не думать. Карточки дают голые факты, которые легко можно забыть без эмоциональной или любой другой поддержки. Судите сами, чтобы запомнить не просто дату, историческое событие, необходимо прочитать, как минимум, книгу об этой эпохе и пережить эмоционально эту информацию.
  • В начальной школе возможны проблемы с чтением, так как школьная программа рассчитана на детей, которые учатся читать от звуков к слогам. В методике же Домана дети читают сразу по слогам или словами, а не составляют их из звуков.
  • Исследователи утверждают, что ребенок превращается в пассивного приобретателя знаний, а полученная информация не анализируется и не систематизируется. Также в ходе обучения не развиваются творческое мышление и воображение ребенка.
  • Малыша не учат взаимодействию с другими детьми, то есть упускается такой важный момент детского развития, как работа в группе.

Таким образом, в этой методике, впрочем, как и в других, есть и достоинства, и недостатки. Поэтому очень важно соблюдать в столь важном деле воспитания ребенка принципа «золотой середины». Вполне возможно взять систему Домана за основу, включив в нее совместные занятия с другими детьми и игры на свежем воздухе.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 комментария к “Методика Глена Домана

  1. Очень познавательно! Весь вечер читаю ваш сайт, каждая следующая статья лучше предыдущей. Спасибо за Ваши труды! Касательно методики в данной статье, я бы не стала ее целиком и полностью применять в воспитании своих детей. Верно сказано в конце, «Золотая середина» нужна во всем!

  2. Интересная статья. Но ее содержание, как и данная методика вызвали во мне неоднозначные противоречивые чувства.
    Видимо, что бы определиться со своим отношением к принципу воспитания «информационного потребителя», мне нужно изучить чуть больше информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>