В раннем возрасте огромное значение имеет развитие крупной моторики в целом и координации движений в частности, так как от согласованной работы всех мышц тела зависит нормальный рост ребенка и его физическое развитие. Вот почему уже с самых первых лет жизни малыша родителям следует тренировать у детей ловкость, ритмичность и подвижность. Представленные упражнения можно выполнять и в домашних условиях, а также на даче или во дворе. Хорошо, когда в игре участвуют сразу несколько малышей, но можно проводить с ребенком и индивидуальные упражнения на ловкость и координацию движений.
Цель: обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному из них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!»
Ребенок выходит на середину круга, а взрослый поет (на мотив «Ах вы, сени…»):
Вот наш Мишенька встает,
Он плясать сейчас начнет.
Будет Мишенька плясать,
Всех ребяток забавлять!
Миша, Миша, попляши,
Нашим деткам помаши.
Выбирай других плясать
И ребяток забавлять!
(А. Ануфриева)
Ребенок пляшет, дети хлопают в ладошки.
Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Один ребенок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять!
(Е. Тихеева)
При слове «Пять» все бегут, а ребенок, сидящий на стуле, встает и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.
Цель: обучение ребенка правильной ходьбе, умению ориентироваться на местности.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: На полу или площадке проводится линия. Ребенок идет по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает:
Через мост перейти
Надо нам, ребята.
В дальний лес
Мы пойдем,
Там грибы-маслята.
(Г. Бойко)
После того как ребенок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками).
Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры: Взрослый сидит или стоит, а ребенка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребенка по ноге взрослого. Когда ребенок поднимется высоко, взрослый читает русскую потешку:
Ой, ребята, тара-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок!
Цель: развитие мышц туловища и конечностей, ловкости, координации движений.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры: С помощью взрослого ребенок поднимается по лестнице-стремянке или спортивной стенке. На верхней ступеньке висит яркая игрушка.
Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка, вот и влез высоко!» Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз.
Взрослый страхует ребенка, при необходимости помогает ему.
Цель: развитие координации движений, ловкости, формирование правильной осанки, навыка преодоления препятствий.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры: Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола. Ребенок сидит на скамеечке на расстоянии 5 м от веревочки.
По просьбе взрослого малыш идет и перешагивает через веревочку.
Взрослый контролирует осанку и смыкание губ (спина должна быть прямая, рот закрыт), следит за тем, чтобы упражнение выполнялось четко и красиво.
Цель: формирование правильной осанки, развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости -внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения). Развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука «Ш» в связном тексте.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают».
Ребенок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз.
Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрого и легкого, то медленного и тяжелого движения.
Источник