Игры для детей 3-5 лет на улучшение взаимоотношений с окружающими

Средний дошкольный возраст – особый период в воспитании ребенка. Это время первоначального становления личности: у ребенка со сверстниками возникают более сложные взаимоотношения, которые существенно влияют на его развитие.

Мы знаем, что общение с другими детьми – необходимое и важное условие нормального психического развития ребенка. Отношения и связи 3-5-летних детей представляют собой относительно устойчивую систему, в которой каждый малыш занимает определенное место в силу тех или иных причин.

Предлагаем вашему вниманию подборку игр, способствующих формированию у детей умения любить окружающих, развитию самоуважения детей; активизирующих доброжелательное отношение детей к сверстникам; развивающих у детей умение сотрудничать.

«У птички болит крылышко – пожалей птичку»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

«Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

«У кого больше «любимок»?»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» – людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых

людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

«Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Ход игры

Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.

«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица.

«Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и они показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом – «бабушка» и «внук» и т. п. В конце упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».

«Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ход игры

Ведущий поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги — дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

«Карандашик – кисточка»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ход игры

Ведущий показывает детям, как изображать карандашик – напряженной вытянутой вперед рукой. Потом все вместе изображают кисточку – мягкой изогнутой рукой. Затем ведущий дает детям разные команды. По команде «Карандашик!» – дети напрягают руку, изображая карандаш, по команде «Кисточка!» – расслабляют руку. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку… Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

«Волшебник»

Цель: содействовать формированию доверия в группе.

Ход игры

Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Ход игры

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» – ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

«Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ход игры

Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди – они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.

«Когда природа плачет»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Ведущий говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, когда его обижают. Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать. Дальше дети обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей.

«Обиженный кустик»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

«Злая Черная Рука»

Цель: способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.

Ход игры

Ведущий рассказывает сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, причиняя всем боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее дети обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их собственные руки были Злыми и Черными (например, когда дрались, обижали другого, отнимали игрушку). В результате обсуждения дети приходят к выводу, что Черную Руку никому не хочется иметь.

Далее все дети своими руками изображают Злую Черную Руку, напрягая мышцы и скрючив пальцы. После слов ведущего: «Добрая рука» – они быстро снимают напряжение и изображают Добрые и Ласковые руки.

«Стоп, кулак!»

Цель: способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.

Ход игры

Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

«Волшебное животное»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ход игры

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе – одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково – так, как будто дышит одно большое животное.

«Имя моей мамы похоже на…»

Цель: способствовать повышению уважения к маме.

Ход игры

Один из детей рассказывает группе, на какой цветок, по его мнению, похоже имя его мамы, остальные пытаются угадать, как ее зовут. Тот, кому удастся отгадать, загадывает имя своей мамы, и так до тех пор, пока все дети не получат возможность загадать имя мамы.

«Звериное пианино»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ход игры

Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей – «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается – громко, если сильно давит – очень громко.

«Кто сильнее любит»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры

Выбирается ребенок – водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим… (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

«Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры

Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

«Чьи колени?»

Цель: содействовать формированию доверия.

Ход игры

Одному из детей – водящему – завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое  заветное «пусть». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет…», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

«Большой круг – маленький круг»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ход игры

Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.

«Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ход игры

Один из ребят – «вулкан» – садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, – может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

«Мягкое сердце»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Ведущий говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит составить устный список, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок. После этого все дети закрывают глаза. Держась рукой за игрушечное сердце (если детей в группе много, понадобится несколько сердечек), они представляют свое

собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого дети и ведущий делятся опытом. Некоторые дети могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.

«Бросок любви»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают другу друга: «Ты получил мою любовь?» – и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.

«Мыльные пузыри»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры

Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырики разлетаются в разные стороны, разнося с собой любовь детей.

Источник


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>