Giving your child the best start in life

  • First Floor, 10A Chandos Street London New Town W1G 9LE

Get In Touch

Блог

  • Home
  • Психология
  • Вредные и полезные мультфильмы: влияние на психику ребенка

Вредные и полезные мультфильмы: влияние на психику ребенка

Мультфильмы могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Ведь персонажи мультиков способны сформировать начальные представления малыша о добре и зле, этических нормах и социальном поведении. Воздействуя на фантазию детей, герои мультфильмов часто становятся образцом для подражания.

Вот почему многие родители совершенно заслуженно задают вопросы: разрешить малышу смотреть мультики, отечественную или зарубежную продукцию лучше выбрать, безопасны ли для детской психики современные мультипликационные фильмы? Ответам на эти и другие вопросы и посвящена данная статья.

Мультфильмы любят все дети – за сказочность сюжета, яркость персонажей, увлекательные диалоги между героями, легкость понимания. Вот почему некоторые родители считают их своеобразной палочкой-выручалочкой: ребенка можно посадить перед телевизором или монитором, включив ему, например, мультик «Губка Боб», а самим заняться своими делами.

И тут уже детские психологи бьют тревогу – мультфильмы влияют на детскую психику, формируют его мировоззрение, а неправильный выбор подобного развлечения может просто-напросто принести вред.

Как смотреть мультфильм?

Специалисты утверждают, что смотреть мультфильмы можно детям, достигшим двух с половиной лет. Для таких крох следует выбирать произведения с очень простым и понятным сюжетом и минимальной длительностью. Для четырехлетних малышей продолжительность просмотра не должна превышать 20 минут, шестилеткам можно увеличить до 40 минут. Но все это касается детей с нормальным зрением!

Если же у ребенка проблемы со зрением, то длительность сеанса следует минимизировать до 10 минут. Очень важно учитывать правильную осанку ребенка и расстояние до телевизора – оно должно быть не меньше двух метром, а угол просмотра должен быть прямым. Лучшее время для просмотра – первая половина дня.

Ни в коем случае нельзя запрещать малышу смотреть мультфильмы, иначе малыш будет чувствовать себя обделенным в детском коллективе.

Нужно заранее посмотреть новый мультик, прежде чем показать его ребенку, а лучше всего посмотреть вместе с ним. Малышу в любой момент может пригодиться ваша помощь, чтобы объяснить происходящее на экране.

Как выбрать мультфильм для просмотра?

На самом деле все довольно просто: отметаем картины, где демонстрируются аморальные и агрессивные образцы поведения, выбираем те, в сюжете которых делается упор на доброту, целомудрие и взаимопомощь.

Агрессивные мультики с быстрой сменой сюжета (например, «Том и Джерри») привлекательны для малыша, вызывают интерес и веселье, но вот после просмотра ребенок может стать излишне возбужденным и проявлять физическую и словесную агрессию. Добрые же мультфильмы, наоборот, вызывают у ребенка только позитивные эмоции, улыбку и воодушевление.

Наверняка вы замечали, что в некоторых зарубежных мультфильмах персонажи часто употребляют ругательство, оскорбления, демонстрируют асоциальное, а порой и просто деструктивное поведение в привлекательном (для детей) ракурсе. Особенно этим грешат американские и японские мультипликационные фильмы.

Конечно, мы не хотим сказать, что иностранные мультики плохи, а отечественные – исключительно полезны. К сожалению, современные русские картины копируют не самые лучшие западные образцы.

Чем же отличаются хорошие мультфильмы, с точки зрения психологов?

В хорошем мультике всегда присутствует определенный сюжет, а поступки героев заставляют задуматься, а иногда и пересмотреть свои поступки. Полезный мультфильм не пугает, а учит бороться со своими страхами: вспомните тех же Крошку Енота или Котенка по имени Гав.

Многие мультфильмы создаются по известным книгам детских писателей. и хотя считается, что чтение должно предшествовать просмотру, некоторые мультики так хороши, что порой затмевают и литературный источник: «Дюймовочка», «Снежная королева», «Алиса в Стране Чудес» или «Серая шейка».

Мультфильмы также могут вызвать у ребенка интерес к чтению. С творчеством А. С. Пушкина можно познакомить и через мультфильмы «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т. д.

Изучать фантастику через творчество Кира Булычева и мультфильм «Тайна третьей планеты» – замечательное решение. А через просмотр таких мультиков, как «Аргонавты», «Персей», можно увлечь ребенка историей и мифологией Древней Греции.

А если вы хотите, чтобы малыш вырос творческой личностью, то после мультфильма (например, «Пластилиновая ворона») предложите ему вылепить персонажей произведения, придумайте свои собственные продолжения известных мультиков. В общем, фантазируйте.

Признаки вредных мультфильмов

Давайте подробнее рассмотрим признаки вредной мультипликации на примере популярных картин и их влияние на поведение ребенка. Сразу скажем, что эти признаки часто носят комплексный характер и негативно влияют на формирование психики малыша.

  • Действия персонажей, даже положительных, часто агрессивны, много сцен насилия или убийств. Влияние: ребенок после просмотра проявляет агрессию, гнев, эгоизм.
  • Главные герои показывают девиантное поведение, а сюжет не дает времени на положительное переосмысление. Влияние: ребенок не слушается взрослых, плохие поступки не анализируются, правила поведения нарушаются.
  • В сюжете преобладают опасные сцены, трюки, которые нельзя повторить в реальной жизни. Влияние: подражание может привести даже к потере здоровья.
  • Положительные персонажи неуважительно относятся к людям и животным, а подобные сцены изобилуют юмором, что способствует запоминанию и закреплению. Влияние: дети становятся грубыми и циничными.
  • Персонажи мультфильмов отличаются уродливой внешностью или являются страшными монстрами. Влияние: ребенок не может адекватно оценивать окружающий мир.
  • Герои показывают неверные гендерные особенности: мужчины безвольны, а женщины – агрессины. А их внешность имеет нереалистические пропорции, что характерно особенно для японской анимации. Влияние: повзрослевшие дети тщетно пытаются выстроить свой образ в соответствии с явно недостижимым идеалом.

Хорошие мультипликационные фильмы учат ребенка только справляться с трудностями и страхами, преодолевать невзгоды, различать добро и зло.

По мнению специалистов, именно старые добрые советские мультики соответствуют этим критериям. Однако следует помнить, что никакой, даже самый лучший мультик, не заменит малышу общение с родителями и сверстниками или хорошую игру.

Редакция

Your email address will not be published. Required fields are marked *