Giving your child the best start in life

  • First Floor, 10A Chandos Street London New Town W1G 9LE

Get In Touch

Блог

Виды игровой деятельности дошкольника

Несомненно, игра – это основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в ней развиваются все психические и физические процессы ребенка. Также в игре формируются те стороны личности малыша, которые подготавливают переход к новым, более сложным ступеням развития. У дошкольников, в тесной связи с сюжетно-ролевой игрой, возникают и совершенствуются новые виды игр, которые имеют огромное значение для личностного и умственного развития малыша. К подобным играм относят подвижные игры с правилами, игры-драматизации, результативные игры и дидактические игры.

Подвижные игры с правилами

К играм данного типа можно отнести такие широко известные игры, как «кошки-мышки», «колдунчики», «прятки», «море волнуется» и т. д. подвижные игры с правилами являют собой вариант сюжетно-ролевых игр со скрытыми ролями, неявной воображаемой ситуацией и усложненными, подробными правилами. В чем же главный смысл этих игр? Все участники должны строго выполнять правила, стремясь достигнуть цели. То есть в центре внимания дошкольника находится правило, если же это правило будет нарушено, то игра соответственно разрушится.

Несмотря на то, что в подвижные игры с правилами дети начинают играть уже с трех-четырех лет, смысл правила, а, значит, и психологическое содержание подобных игр меняется в течение всего дошкольного детства.

Возрастные особенности

Для младших дошкольников (три-четыре года) игровое правило выступает как алгоритм, диктующий последовательность действий с игровым предметом или движений. Основной смысл игры – точное воспроизведение последовательности действий или движений, заданных правилом. Функционально-целевой смысл правила (для чего и почему необходимо осуществить данные действия и движения) для ребенка остается скрытым. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста смысл правил игры «в колдунчики»: 1) убегать от водящего, который догоняет тебя и касанием «заколдовывает»; 2) спрятаться в «домик» (успеть присесть на корточки до того, как тебя осалят) – заключается в том, что необходимо «быстро бегать и приседать на корточки». При этом, преследует ли ребенка водящий или нет, значения не имеет. Дети с увлечением воспроизводят внешний рисунок движений, заданных правилом, не заботясь об их целесообразности применительно к целостному контексту скрытых ролевых отношений. Поэтому, если правило задает достаточно сложную последовательность действий и движений, оно не сохраняется и не выполняется детьми – и игра разрушается, что, впрочем, чаще всего не слишком их заботит, и они с увлечением продолжают воспроизводить отдельные операции и движения.

###

В среднем и старшем дошкольном возрасте целевое назначение каждого из действий и движений, заданных правилом, осваивается ребенком и функционально-целевой смысл правила начинает доминировать над операционально-техническим. В спорах, связанных с корректностью соблюдения правил, теперь уточняется выполнение их технической стороны (например, достаточно ли низко присел ребенок, как его осалили, что именно считать состоявшимся касанием и пр.). Причем, если в среднем дошкольном возрасте целевой смысл правила достаточно подробно обсуждается детьми (зачем надо убегать от «колдунчика», почему следует присаживаться лишь в тех случаях, когда возникает реальная угроза, что тебя «осалят»), выступая предметом их активной! ориентировки, то в старшем дошкольном возрасте, определив цель игры, дети сосредоточивают свое внимание на обсуждении и выработке операционного алгоритма правила (засчитывается ли касание за одежду, как долго можно «сидеть в домике», меняют ли водящего, если ему) никак не удается кого-либо «осалить», и пр.).

Таким образом, подвижные игры с правилами являются базой для формирования у детей коммуникативной и социальной компетентности, а также для возникновения произвольности поведения и, конечно, дальнейшего развития сенсомоторных качеств.

Игры-драматизации

Проигрывание определенного сюжета в соответствии со сценарием игры – это и есть игра-драматизация. Причем соответствие сценария бывает различным: от воплощения рассказа, сказки, какой-либо истории с максимально точным воспроизведением сюжетной линии, действий и поступков героев, их чувств и переживаний до совершенно свободной последовательности событий.

Игры-драматизации возникают лишь к концу дошкольного детства, так как требуют от ребенка достаточно высокого уровня формирования произвольности. Они часто используются при психотерапевтической и коррекционной работе. Ребенок принимает на себя роль героя произведения, его характер, что позволяет малышу увидеть одно и то же событие с разных сторон. Сосредотачивая свое внимание на эмоциональной стороне межличностных отношений, дошкольник получает возможность лучше прочувствовать свои собственные эмоции, а также переживания других людей.

Результативные игры

Данный тип игр занимает промежуточное положение между ролевыми играми и продуктивной деятельностью. Цель игры заключается в достижении результата, характеризующего уровень развития какого-либо умения или навыка дошкольника. Поэтому результативные игры формируют необходимые условия для понимания малышом своих возможностей, тем самым формируя у него адекватную самооценку и желания выработать необходимые для успеха качества.

Среди результативных игр можно выделить так называемые фортунные игры, то есть игры с определенными правилами на выигрыш, который зависит от выпавшего на кубике числа, т. е. от удачи, случайности. Подобные игры учат ребенка сопереживать партнеру или радоваться его успеху, а также помогают преодолевать огорчение, связанное с проигрышем, без агрессии и самообвинения.

Дидактические игры

Подобные игры стоят между сюжетно-ролевыми играми и учебными занятиями. Их особенностью является наличие учебно-познавательных мотивов, а в ходе реализации учебных задач происходит усвоение дошкольником способов действий, навыков, знаний при одновременном сохранении принципов игры. Дидактические игры используются не только для общего развития ребенка, но и для коррекции речи и умственных способностей дошкольников.

Редакция

Your email address will not be published. Required fields are marked *