Пальчиковая гимнастика играет весомую роль в развитии не только собственно мелкой моторики, но и речевого центра малыша. Она стимулирует моторные и речевые зона мозга, таким образом позволяя быстрее формировать речь у детей и подготовить их руки к письму. Чтобы пальчиковая гимнастика была не только полезной, но и интересной, определенные движения детских пальчиков сопровождаются словами коротких стихотворений. Предлагаем вашему вниманию подборку стихов для пальчиковой гимнастики, которые доставят удовольствие не только малышам, но и их родителям. А чтобы крохе не надоела подобная гимнастика, следует время от времени менять упражнения.
Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки, (трем кулачками друг о друга)
Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо – влево)
И повешу на веревку. (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем)
***
Нитку тянем, отрываем (изобразить)
И в иголку продеваем. (изобразить)
Будем шить рубашку мишке (изобразить стежки)
И сошьем ему штанишки. (провести ладонями по бедрам)
***
Мы капусту рубим, (прямые кисти вверх, вниз)
Мы морковку трем, (трем правым кулачком по левой ладони)
Мы капусту солим, (щепотка)
Мы капусту жмем. (сжимаем обе кисти в кулаки)
***
Если ножницы достану, («ножницы»)
То волшебником я стану. (руки и кисти вверх)
Сотворю вам из бумаги (изображаем движения ножницами)
Птиц, машины, башни, флаги. («машем крыльями», движения руля, «башня»)
***
Балалайка, балалайка,
Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке)
Поиграй нам, дудочка, (изображаем игру на дудочке)
Дудочка – погудочка.
***
Бубен звонкий и тугой, (изображаем игру на бубне)
Ты звени, стучи и пой,
Заиграй-ка, скрипка, в лад, (изображаем игру на скрипке)
Всех развесели ребят!
***
Разверни бока, баян, (изображаем игру на баяне)
Барабань, наш барабан, (изображаем игру на барабане)
Ты, рояль, сыграй нам песни, (изображаем игру на рояле)
Чтобы стало интересней!
***
На поляне дом стоит, («дом»)
Ну а к дому путь закрыт, («ворота закрыты»)
Мы ворота открываем, («ворота открыты»)
В этот домик приглашаем. («дом»)
***
бабушка очки надела, («очки»)
У стола на стул присела, («стол», «стул»)
Только в книжку заглянула, («закрытая книга» «открытая»)
Улыбнулась и уснула. (ладони под щеку)
***
Стол стоит на толстой ножке, («стол»)
Рядом стульчик у окошка, («стул»)
Два бочонка под столом, («бочонок»)
Вот такой я видел дом. («дом»)
***
На двери висит замок, («замок»)
Кто открыть его бы мог, (пожать плечами)
Потянули, покрутили, (потянуть в стороны, покрутить замок)
Постучали и открыли. (постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)
***
У мамы грустное лицо – (изображаем)
Не может отыскать кольцо, («кольцо» правой кистью)
Но дочь нашла его у стула («стул»)
И вмиг на палец натянула. (изображаем)
***
Белка, сидя на тележке, («белка»)
Раздает друзьям орешки: (изобразить раздачу орехов)
Заиньке усатому, («зайка»)
Мишке толстопятому, («медведь»)
Синичке-невеличке («синичка»)
И совушке-сестричке. («сова»)
***
В речке щука нас спугнула, («щука»)
В море плавала акула, («акула»)
Есть медузы в океане… («медуза»)
Буду я купаться в ванне! (изобразить движения пловца)
***
По лесу шагал косолапый медведь, («медведь»)
Навстречу шел волк – на овец посмотреть, («волк»)
Увидел их зайка косой из-под елки («зайка»)
И так задрожал, что упали иголки. («дрожащий зайка»)
***
Заскочила на пенек («пень»)
Белка – маленький зверек, («белка»)
а потом, нарвавши шишек, («шишка»)
Побросала в ребятишек. (изображаем бросок)
***
Зайка под кустом сидит («куст»)
И ушами шевелит. («заяц, шевелящий ушами»)
– Зайка, зайка, где твой дом? («дом»)
– За-за-за большим кустом! («куст»)
***
Заяц скачет по полям, («заяц»)
А лисица по пятам. («лисица»)
Страшно заиньке в бору, («деревья» обеими кистями)
Прыгнул к ежику в нору. («ежик»)
***
Слон огромный, как скала, («слон»)
Ну а мышка? Ох, мала. («мышка»)
Если б стала со слона, («слон»)
Кошку съела бы она! («кошка»)
***
Кошка весело шагает, («кошка»)
Мышка в норку убегает. («мышка»)
Если сон глубок у кошки, («кошка»)
Мышка в кухне ищет крошки. («мышка»)
Рядом с кошкой гусь гогочет – («кошка»)
Ущипнуть за ушко хочет. («гусь»)
Кошка спину выгибает, (дуга левой ладонью)
Гусь от страха убегает. («гусь» правой кистью, руку убрать за спину)
***
Белка по сосне скакала («белка скачет»)
И ворону увидала: («ворона»)
– Залезай ко мне в дупло! («дупло»)
В нем и сухо, и тепло!
***
Рядом с елкой в Новый год («елка»)
Дети водят хоровод (поворот кругом)
На ветвях для детворы («елка»)
Есть гирлянды и шары, («цепочка», «шар»)
Колокольчики висят, («колокольчики»)
Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)
***
Ходит бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик, («ежик»)
Чтобы волк не уволок, («волк»)
Превратился еж в клубок («клубок»)
***
Бежала лошадь по дороге, («лошадь» левой рукой)
Ей пес дворовый прыгнул в ноги, («собака» правой рукой)
Залаял громко пес пугливый, («лающая собака»)
А лошадь лишь тряхнула гривой. («лошадь», движения кистью)
***
Динозавров на рассвете («динозавры» обеими кистями)
Увидали в парке дети,
Испугались, задрожали, (изображаем дрожь, испуг)
Быстро к дому побежали, («бегущие человечки»)
Динозавр же, верь не верь,
Только травоядный зверь. («динозавры» обеими кистями)
***
На скамейку возле ели («скамейка», «ель»)
Как-то две старушки сели, («две старушки»)
Час болтали, хохотали (изобразить)
И скамейку поломали. (скамейка, развести ладони в стороны)
***
Возле дома с давних пор («дом»)
На столбах стоит забор, («забор»)
Бык о доски бок чесал, («бык»)
Почему ж забор упал? («упавший забор»)
***
Ежик, ежик, где ты был? («ежик»)
Долго по лесу бродил. («деревья»)
Встретил белку и синичку, («белка», «синичка»)
Мишку встретил и лисичку, («медведь», «лиса»)
Всех кого нашел в бору,
Пригласил в свою нору. («нора»)
***
Убегает осьминог,
Выпускает восемь ног, («осьминог», «щупальца вниз»)
А когда еда вокруг,
Выставляет восемь рук. («осьминог», «щупальца» вверх)
***
Я коровушку свою («корова»)
Ранним утром подою, (движения пальцев, как при дойке)
Я поглажу ей бока: (движения кистями вверх вниз)
– Дай детишкам молока. («корова»)
***
Олень длиннорогий по лугу скакал, («олень»)
А царственный лев за деревьями ждал, («лев»)
Но вдруг повернул почему-то олень («олень»)
А льву за оленем бежать было лень. («лев»)
***
Речка под мостом текла, (несогласованные движения пальцами)
По-над речкой два козла («козел» каждой кистью)
На мосточке повстречались, («мост»)
Разругались, пободались, («козлы бодаются»)
Два упрямца не мирились
И вдвоем с моста свалились! (присесть)
***
На лужайке крокодил («крокодил»)
Крокодильи слезы лил:
– Ой меня не любят звери, («олень», «птица»)
Доброте моей не верят!
***
В речке птица – пеликан, («пеликан»)
Знаменитый рыболов, («рыба»)
Каждый день кладет в карман («пеликан»)
Весь богатый свой улов («рыба»)
***
Повстречались два котенка:
«мяу-мяу!»
Два щенка: «Ав-ав!»
Два жеребенка: «Р-р-р!»
Два быка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца, затем показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Папа – лев и мама – львица, («лев»)
Всем известно, – царь с царицей, (львица»)
Ну а их малютка львенок («львица», но теснее сжать пальцы)
Просто царственный ребенок.
***
Собака смотрит, не ворча, («собака»)
На прилетевшего грача, («грач»)
А это грач совсем не глуп –
Из миски пьет собачий суп. («миска»)
***
Как хорошо жирафом быть, (жираф»)
Из тучи утром воду пить, (полакать языком)
С высоких веток листья рвать («деревья», руки поднять высоко)
И носом звезды задевать. («жираф»)
***
Как хорошо быть пчелкой («пчела»)
С веселой рыжей челкой (показать челку на лбу)
И перед всем народом («человечек»)
Своим гордиться медом. («миска»)
***
Галдят грачи и там и тут, («птица»)
Летают и по веткам скачут, («деревья»)
Весной сосульки вниз растут («сосульки»)
И потому все время плачут. (изобразить)
***
У мухи жизнь была легка, («муха»)
Но повстречала паука, («паук»)
На паутине он сидел («паутина»)
И мухе сладко песни пел: («муха»)
– А вы, я вижу, налегке, («паук»)
Так покачайтесь в гамаке. («паутина»)
***
В прятки пальчики играли
И головки убирали, (ритмично сгибать и разгибать)
Вот так, вот так, (одновременно)
И головки убирали.
***
Однажды лось в лесу гулял («лось»)
И волка в чаще повстречал, («волк»)
Наставил лось свои рога («лось»)
На волка – Лютого врага, («волк»)
Волк испугался, задрожал (дрожащий «волк» правой кистью)
И прочь от лося побежал! (спрятать правую руку за спину)
***
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять —
Один, два, три , четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство друг.
На счет по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки покрутить кистями, показывая «фонарики».
***
Шел старик дорогою,
Нашел козу безрогую.
Давай, коза, попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.
Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.
***
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
***
Белочка на елочке скачет вверх и вниз.
Белочка, за елочку лапками держись,
Прыг – скок на сучок, лапками держись!
Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить, резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки.
***
Нарядили ножки,
В новые сапожки.
Вы шагайте ножки,
Прямо по дорожке
Вы шагайте – топайте,
По лужам не шлепайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
Поочередно поглаживать одной рукой другую, шагать пальчиками по столу, постукивать пальчиками, погрозить пальчиками.
***
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке;
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперед.
***
Кукле кашу я сварю:
В миску молока налью,
Положу туда крупу
И поставлю на плиту.
Будет каша хороша!
Кушай, кукла, не спеша.
Имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать крупу, ставить на плиту. На последние строчки – хлопки ладонями, погрозить указательным пальцем.
***
Киска ниточки мотала
И клубочки продавала.
– Сколько стоит?
– Три рубля. Покупайте
У меня!
Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть обе ладони вперед, показать три пальчика, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.
***
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
Постукивать кулачками друг о друга, соединить кончики пальцев обеих рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями.
***
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты дружок!
Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На последние строчки помахать ладонями по направлению к себе.
***
– Где ладошка? Тут?
– Тут!
– На ладошке пруд?
– Пруд.
Палец большой – гусь молодой.
Указательный – поймал.
Средний – гуся ощипал.
Этот палец-печь топил.
Этот палец суп варил.
Отвести руки за спину, показать ладошку, правая рука посередине левой ладошкой обводит круг. Загибать по очереди пальцы, начиная с большого.
***
Лягушка-попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки!
Постукивать пальчиками о стол, поднять и показать две ладошки, сжать пальцы в кулачки.
***
Черепашка, черепашка
В панцире живет.
Высунет головку,
Обратно уберет.
Положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими, затем высунуть указательные пальцы, затем убрать обратно.
***
Одной рукой я травку рву,
Другой рукой я тоже рву.
Я травкой накормлю коня.
Вот сколько пальцев у меня!
Выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками, затем вытянуть руки вперед и повернуть ладонями вверх.
***
Как за нашим за двором
Стоит чашка с творогом.
Прилетели две тетери,
Поклевали – улетели,
На лугу зеленом сели.
Показывать руками полукруги, затем взмахивать руками, постукивать пальчиками по столу, снова взмахивать руками и положить руки на стол.
***
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Выполнять вращательные движения руками, потирая кулачок о кулачок, затем разжать кулачки и показать ладошки.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел пальчик погулять.
Только вышел их ворот –
Глядь, другой к нему идет.
Вместе весело идти
Ну-ка, третий, выходи!
Вместе станем в хоровод.
Вот!
Хлопки на счет. Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладошки, к указательному присоединяется средний, затем безымянный, затем руки меняются местами.
***
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой, встряхивать кистями, снова имитировать рисование.
***
Топором дрова колю,
А потом пилой пилю.
Отнесу их бабушке,
Чтоб испечь оладушки.
Имитировать действие топора и пилы, двигая ладонями вверх-вниз, вперед-назад, показать ладошки, похлопать ладонями друг о друга.
Источник