Иногда в жизни малыша случаются такие трудности, которые нельзя разрешить обычными методами, а порицания или споры дают лишь обратный эффект. Вот тогда ему на помощь могут прийти мудрые родители, вооруженные сказкой, способной подсказать ребенку выход из мучащей его ситуации. Сказкотерапия, а именно так называется решение психологических трудностей с помощью сказки, дает на самом деле огромные возможности детям и взрослым. Родители могут прочитать малышу сказки, придуманные психологами, а могут сочинить сказочную историю и самостоятельно.
Сказка – это не просто встреча ребенка с волшебным миром несуществующих персонажей, могучих богатырей, мудрых волшебников, добрых животных, но и самые первые ненавязчивые объяснения, что такое добро и зло, подлость и самоотверженность, страх и храбрость. Сказка может как оградить от неверного решения, так и подсказать правильное.
Сказкотерапия заключается в использовании в работе с детьми метафор, сказочных образов, которые осознанно или бессознательно влияют на мысли, эмоции, чувства и поведение ребенка, приводя к психотерапевтическому эффекту. При условии удачного подбора сказочного образа, который согласуется с волнующей ребенка проблемой, возможности сказкотерапии будут очень эффективными и принесут замечательный результат.
С помощью сказкотерапии можно решить многие проблемы дошкольников и младших школьников, например, страхи, агрессивное поведение, нервные тики, энурез и т. д. Для школьников больше подойдут притчи, басни и истории, детям же дошкольного возраста специалисты советуют рассказывать сказки про животных.
В зависимости от существующей психологической проблемы психотерапевтические сказки можно разделить на несколько групп:
Для того чтобы сказкотерапия оказалось эффективной и принесла реальную помощь в разрешении детских проблем, следует выполнять некоторые правила:
Родители могут применять психотерапию в работе со своими детьми и самостоятельно, но только при отсутствии у ребенка патологий и невротических симптомов, то есть в легких случаях. Если же ситуация зашла далеко, то лучше всего воспользоваться помощью квалифицированного специалиста.
Для домашней сказкотерапии можно использовать как готовые сказки, сочиненные психологами, так и сказки, придуманные самостоятельно или вместе с ребенком. В этом случае следует воспользоваться приведенной выше схемой. Родители вначале придумывают сказочного персонажа, который по характеру, возрасту и полу близок ребенку, а затем описывают героя таким образом, чтобы малыш заметил неявное (!) сходство с собой. После этого сказочный герой попадает в ситуацию, схожую с переживаниями ребенка, и начинает искать из нее выход. Затем вместе с малышом родители помогают главному герою решить трудности, попутно объясняя ребенку смысл того, что происходит в сказке. Ну и, в конце концов, герой сказочной истории понимает, что он делал неправильно, и становится на путь качественных и положительных изменений.
Придуманную или прочитанную сказку можно просто рассказать ребенку, без обсуждения, а можно ответить на предложенные автором вопросы, нарисовать сказочную историю, проиграть ее при помощи кукол или в песочнице.
Специалисты также указывают на необходимость соблюдения некоторых правил при проведении самостоятельной психотерапии с дошкольниками или младшими школьниками. Например, родителям следует при чтении сказки проявлять настоящие чувства, не делать долгие паузы, а также садиться так, чтобы ребенок видел лицо, мимику и жесты рассказчика.
Итак, в старых добрых сказках добро всегда побеждает зло, а главный герой становится лучше и счастливее. А еще у нее есть больший плюс – сказка не учит напрямую, а дает малышу нужное решение через волшебные образы и метафоры. Читайте сказочные истории детям или сочиняйте их вместе с малышами.