сказкотерапия для детей

Иногда в жизни малыша случаются такие трудности, которые нельзя разрешить обычными методами, а порицания или споры дают лишь обратный эффект. Вот тогда ему на помощь могут прийти мудрые родители, вооруженные сказкой, способной подсказать ребенку выход из мучащей его ситуации. Сказкотерапия, а именно так называется решение психологических трудностей с помощью сказки, дает на самом деле огромные возможности детям и взрослым. Родители могут прочитать малышу сказки, придуманные психологами, а могут сочинить сказочную историю и самостоятельно.

Что такое сказкотерапия?

Сказка – это не просто встреча ребенка с волшебным миром несуществующих персонажей, могучих богатырей, мудрых волшебников, добрых животных, но и самые первые ненавязчивые объяснения, что такое добро и зло, подлость и самоотверженность, страх и храбрость. Сказка может как оградить от неверного решения, так и подсказать правильное.

Сказкотерапия заключается в использовании в работе с детьми метафор, сказочных образов, которые осознанно или бессознательно влияют на мысли, эмоции, чувства и поведение ребенка, приводя к психотерапевтическому эффекту. При условии удачного подбора сказочного образа, который согласуется с волнующей ребенка проблемой, возможности сказкотерапии будут очень эффективными и принесут замечательный результат.

Какие проблемы решает сказкотерапия?

С помощью сказкотерапии можно решить многие проблемы дошкольников и младших школьников, например, страхи, агрессивное поведение, нервные тики, энурез и т. д. Для школьников больше подойдут притчи, басни и истории, детям же дошкольного возраста специалисты советуют рассказывать сказки про животных.

В зависимости от существующей психологической проблемы психотерапевтические сказки можно разделить на несколько групп:

  1. Сказки для малышей, которые испытывают разнообразные страхи (темноты, природных стихий, животных), боязнь врачей и медицинских процедур.
  2. Сказки для детей, отличающихся гиперактивным (гипоактивным), тревожным поведением.
  3. Сказки для детей дошкольного возраста, которые поступают в школу, оканчивают или поступают в детский сад.
  4. Сказки для младших школьников, имеющих проблемы с социализацией, адаптацией к школе, обучением и общением со сверстниками.
  5. Сказки для решения проблем детской ревности по отношению к братьям и сестрам.
  6. Сказки для детей, которые столкнулись с семейными трудностями: скандалы родителей, развод, семейное насилие и т. д.
  7. Сказки для малышей, которые потеряли родителей, других близких людей или домашних животных.
  8. А также множество других сказок по самым разным эмоциональным или поведенческим проблемам ребенка.

Как проводится сказкотерапия?

Для того чтобы сказкотерапия оказалось эффективной и принесла реальную помощь в разрешении детских проблем, следует выполнять некоторые правила:

  • сказочная история должна отражать реальную проблему ребенка;
  • в сказке необходим замещающий опыт, с помощью которого ребенок сможет решить тревожащую его проблему;
  • сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

Последовательность психотерапевтической сказки

  1. Начало сказочной истории, знакомство с главными героями (детям до пяти лет в роли главных героев лучше всего предлагать животных, игрушки; с пятилетнего возраста можно вводить волшебников, принцесс и принцев).
  2. Главный герой сталкивается с такой проблемой или трудностью, которая очень напоминает проблему малыша.
  3. Подробно описывается способ решения проблемы главным героем.
  4. Главный герой сказочной истории справляется с тревожащей его проблемой.
  5. Сказочный герой успешно извлекает урок из своего мышления и поведения, а его жизнь меняется в самую лучшую сторону.

Самостоятельное проведение сказкотерапии

Родители могут применять психотерапию в работе со своими детьми и  самостоятельно, но только при отсутствии у ребенка патологий и невротических симптомов, то есть в легких случаях. Если же ситуация зашла далеко, то лучше всего воспользоваться помощью квалифицированного специалиста.

Для домашней сказкотерапии можно использовать как готовые сказки, сочиненные психологами, так и сказки, придуманные самостоятельно или вместе с ребенком. В этом случае следует воспользоваться приведенной выше схемой. Родители вначале придумывают сказочного персонажа, который по характеру, возрасту и полу близок ребенку, а затем описывают героя таким образом, чтобы малыш заметил неявное (!) сходство с собой. После этого сказочный герой попадает в ситуацию, схожую с переживаниями ребенка, и начинает искать из нее выход. Затем вместе с малышом родители помогают главному герою решить трудности, попутно объясняя ребенку смысл того, что происходит в сказке. Ну и, в конце концов, герой сказочной истории понимает, что он делал неправильно, и становится на путь качественных и положительных изменений.

Придуманную или прочитанную сказку можно просто рассказать ребенку, без обсуждения, а можно ответить на предложенные автором вопросы, нарисовать сказочную историю, проиграть ее при помощи кукол или в песочнице.

Специалисты также указывают на необходимость соблюдения некоторых правил при проведении самостоятельной психотерапии с дошкольниками или младшими школьниками. Например, родителям следует при чтении сказки проявлять настоящие чувства, не делать долгие паузы, а также садиться так, чтобы ребенок видел лицо, мимику и жесты рассказчика.

Итак, в старых добрых сказках добро всегда побеждает зло, а главный герой становится лучше и счастливее. А еще у нее есть больший плюс – сказка не учит напрямую, а дает малышу нужное решение через волшебные образы и метафоры. Читайте сказочные истории детям или сочиняйте их вместе с малышами.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>