В семье ребенок получает начальный опыт взаимодействия с окружающими, ведь именно в этой социальной общности закладываются основы личности ребенка. Малыш учится доверять близким людям, у него проявляется познавательная активность, любознательность, а также и другие личностные качества. Однако не у всех родителей получается взаимодействовать со своим ребенком: кто-то не умеет воспитывать, кто-то – не хочет, а другие – не понимают, зачем это вообще нужно. Иногда итогом непонимания становится агрессивность маленького человека. И в этих случаях особенно необходима помощь детского сада, знания, навыки и опыт воспитателей, чтобы вместе преодолеть негативные особенности личности малыша.
Чтобы работа с агрессивным ребенком приносила более весомые результаты, воспитателю необходимо наладить тесное взаимодействие с его семьей: рекомендации он может дать сам или предложить родителям обратиться за помощью к психологу.
Елена Лютова и Галина Монина в книге «Агрессивные дети» предлагают несколько форм взаимодействия с родителями.
Если воспитателю не удается наладить контакты с мамой и папой агрессивного ребенка, то следует разместить в родительский уголок следующую наглядную информацию.
Стратегия воспитания | Конкретные примеры стратегии | Стиль поведения ребенка | Почему ребенок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребенка | «Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка | Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте) | Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения |
Игнорирование агрессивных вспышек ребенка | Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал | Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно) | Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим | Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях | Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом | Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей |
Такая таблица или любые другие материалы могут побудить родителей задуматься об агрессивности своего ребенка, а также о причинах появления подобного поведения. В дальнейшем эти размышления, возможно, приведут к взаимодействию с педагогами детского сада.
Подобная информация должна показать родителям, что возможной причиной агрессивного поведения их детей может быть проявление агрессии у самих мам и пап. Ведь трудно ожидать от ребенка спокойствия и миролюбия, если в семье он постоянно слышит крики и видит спорящих родителей. Да и взрослым необходимо осознать, каковы будут последствия определенных дисциплинарных воздействий, когда их маленький ребенок станет подростком.
Росс Кэмпбелл, профессор педиатрии и психиатрии, дал несколько полезных рекомендация тем родителям, дети которых ведут себя вызывающе и агрессивно. Он выделят несколько способов контроля поведения малыша: два негативных, два позитивных и нейтральный. К позитивным способам доктор причисляет мягкое физическое манипулирование (взять ребенка за руку или отвлечь малыша) и просьбу.
По Россу Кэмпбеллу, модификация – нейтральный способ контроля поведения ребенка, который предусматривает поощрения (за выполнение правил) и наказания (за их игнорирование). Следует отметить, что ребенок может привыкнуть к наградам и поощрениям, так что эту систему нельзя использовать очень часто.
К негативным способам контроля поведения детей Кэмпбелл относит слишком частые приказы и наказания. К чему же они могут привести? Дело в том, что страх непосредственного наказания заставляет ребенка чрезмерно подавлять свои гнев и агрессивность, а это, в свою очередь, способствует возникновению пассивно-агрессивных черт личности. Скрытая форма агрессии, или пассивная агрессия, «нужна» детям, чтобы вывести из равновесия родителей, близких людей, расстроить их. При этом ребенок способен причинить вред не только взрослым, но и самому себе: плохая учеба, капризы без всякой видимой причины и т. д. Чтобы предотвратить подобную форму поведения, необходимо продумать систему наказаний и поощрений. Следует помнить несколько правил: наказание не должно унижать достоинство детей, наказание должно идти сразу за проступком, необходимо объяснять ребенку причину наказания, за один и тот же «грех» нельзя наказывать дважды.
Можно назвать еще один способ эффективной работы с агрессией и гневом ребенка. Родители иногда могут предотвратить эмоциональную вспышку или разрядить обстановку уместной шутки. Здесь работает эффект неожиданности, а также доброжелательный тон родителей.
Схематично информацию о способах выражения гнева можно представить в виде таблицы, которую следует разместить в родительском уголке.
Позитивные | Негативные |
Вежливость | Выражение гнева в громкой и невежливой форме |
Стремление найти решение | Использование ругательств и угроз |
Выражение основной жалобы без уклонения в сторону | Использование словесных оскорблений |