При поступлении в детский сад каждый ребенок, в той или иной степени, проходит через так называемый адаптационный стресс. Внезапный переход крохи в новую социальную среду и долгое присутствие в стрессовом состоянии часто приводит к психологическим нарушениям либо замедлению темпа психофизического становления, ведь способности малыша приспособиться сильно ограничены. Именно поэтому нужна организация специальной деятельности педагогов ДОУ и помощь психолога в более успешной адаптации ребенка к новым условиям.
Малыши в возрасте 1-3 года обладают рядом особенностей: у них обострена чувствительность к расставанию с матерью и присутствует боязнь новизны. Также для них характерна быстрая заражаемость сильными эмоциями (как позитивными, так и негативными) ровесников. Вот почему для педагогов детского сада становятся актуальными несколько вопросов. Как сделать вхождение малыша в детский коллектив максимально безболезненным? Как упростить его страдания и уменьшить стресс из-за расставания с родителями?
Адаптация детского организма к новым социальным условиям часто сопровождается сменой поведенческих особенностей, нарушениями аппетита и сна. Самая сложная «ломка» привычек и организма случается в начальной стадии привыкания, это может привести к дезадаптации, которая уже может стать причиной проблем со здоровьем, поведением и нервной системы малыша. Вот почему согласованная и профессиональная работа воспитателей, психолога и медицинских работников, благоприятный климат в детском саду, согласованность в действиях с родителями – залог оптимального протекания адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения.
Одним из самых важных направлений деятельности детского сада является создание оптимальных психолого-педагогических условий для оптимальной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Пример работы психолога в этот период – психологические занятия с детьми.
###
Чтобы уменьшить влияние отрицательных факторов (расставание с мамой, смена обстановки, незнакомые взрослые и дети), первые занятия можно проводить с участием родителей. Однако следует подходить к совместным со взрослыми мероприятиям достаточно осторожно: малыши, не увидев свою маму, вполне могут разрыдаться, попутно «заразив» плачем и других ребятишек.
Давайте рассмотрим плюсы пребывания родителей на первых занятиях с детьми раннего возраста:
Вместе с решением главных задач и целей занятий психолог решает и другие задачи комплексного развития малышей раннего возраста, которые также способствуют их успешному вливанию в детский коллектив:
Каждое занятие следует начинать с тех игр, которые способствуют согласованности действий всех детей: ребята могут дружно шагать, хлопать ручками по мячам и выполнять другие совместные действия под несложный детский стишок или считалку. Подобные упражнения настраивают на совместную работу в группе, поднимают настроение и повышают двигательную и речевую активность малышей.
Основная часть занятия может состоять из тех упражнения и игр, которые способствуют свободному выражению эмоций детей, взаимодействию друг с другом. К примеру, игры со словесным сопровождением (потешки, стихи, хороводы, «ладушки» и т. д.) вовлекают малышей в занятие, переключают их со слез и рыданий на топанье ножками или хлопанье в ладошки, задают позитивный эмоциональный настрой. В подобных играх все дети, даже самые замкнутые и стеснительные, смогут преодолеть себя и пойти на контакт с психологом и сверстниками.
Занятия следует закончить малоподвижными, спокойными упражнениями.
###
Правильно организованная развивающая среда также способствует более успешному привыканию малышей к условиям детского сада. Игровую среду в группе следует наполнить соответствующим возрасту оборудованием и игрушками, которые бы не только доставляли удовольствие малышам, но и формировали их представления об окружающем мире и способствовали более активной игровой деятельности.
Психологу также следует подготовить памятки, анкеты, таблицы, ряд тематических консультаций для родителей. Темы консультаций являются отражением наиболее часто встречающихся у родителей вопросов воспитания и развития детей. Повышение психологической культуры помогает родителям осознать важность данного периода развития личности ребенка, способствует повышению у родителей потребности в более частом общении с детьми.
Мероприятия в детском саду с участием психолога можно представить в виде таблицы.
Мероприятия | Ответственные |
Анкетирование родителей, диагностика детско-родительских отношений с целью получения информации о затруднениях в вопросах воспитания | Психолог |
Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей | Психолог, медсестра, воспитатель, музруководитель, ст. воспитатель |
Консультации для педагогов по вопросу взаимодействия с родителями малышей, особенностей развития детей раннего возраста | Психолог |
Проведение практических занятий | Психолог, воспитатель, музруководитель |
Оформление уголков для родителей, выставок детских работ | Педагоги ДОУ |
Организованная, целенаправленная работа психолога по более успешному вхождению детей раннего возраста в коллектив сверстников способствует комфортной адаптации к детскому учреждению, формированию у них чувства защищенности, доверия к окружающему миру. Взаимодействие психолога и семьи должно быть направлено на создание условий по повышению психологической культуры родителей, привлечению их к сотрудничеству с детским садом, объединению усилий в укреплении здоровья детей, их воспитании и обучении.