работа психолога в период адаптации

При поступлении в детский сад каждый ребенок, в той или иной степени, проходит через так называемый адаптационный стресс. Внезапный переход крохи в новую социальную среду и долгое присутствие в стрессовом состоянии часто приводит к психологическим нарушениям либо замедлению темпа психофизического становления, ведь способности малыша приспособиться сильно ограничены. Именно поэтому нужна организация специальной деятельности педагогов ДОУ и помощь психолога в более успешной адаптации ребенка к новым условиям.

Малыши в возрасте 1-3 года обладают рядом особенностей: у них обострена чувствительность к расставанию с матерью и присутствует боязнь новизны. Также для них характерна быстрая заражаемость сильными эмоциями (как позитивными, так и негативными) ровесников. Вот почему для педагогов детского сада становятся актуальными несколько вопросов. Как сделать вхождение малыша в детский коллектив максимально безболезненным? Как упростить его страдания и уменьшить стресс из-за расставания с родителями?

Адаптация детского организма к новым социальным условиям часто сопровождается сменой поведенческих особенностей, нарушениями аппетита и сна. Самая сложная «ломка» привычек и организма случается в начальной стадии привыкания, это может привести к дезадаптации, которая уже может стать причиной проблем со здоровьем, поведением и нервной системы малыша. Вот почему согласованная и профессиональная работа воспитателей, психолога и медицинских работников, благоприятный климат в детском саду, согласованность в действиях с родителями – залог оптимального протекания адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения.

Одним из самых важных направлений деятельности детского сада является создание оптимальных психолого-педагогических условий для оптимальной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Пример работы психолога в этот период – психологические занятия с детьми.

Психологические занятия

занятие психолога

Задачи занятий:

  • снижение остроты стрессовых состояний малышей в период привыкания к условиям ДОУ;
  • консультирование педагогов по уточнению способов проведения групповых занятий в период привыкания детей;
  • взаимодействие с родителями воспитанников в процессе адаптации малышей.

Чтобы уменьшить влияние отрицательных факторов (расставание с мамой, смена обстановки, незнакомые взрослые и дети), первые занятия можно проводить с участием родителей. Однако следует подходить к совместным со взрослыми мероприятиям достаточно осторожно: малыши, не увидев свою маму, вполне могут разрыдаться, попутно «заразив» плачем и других ребятишек.

Давайте рассмотрим плюсы пребывания родителей на первых занятиях с детьми раннего возраста:

  • в присутствии родителей малыши с большим желанием идут на контакт с психологом, играют с другими детьми;
  • ребенок приобретает первый опыт нахождения в детском саду при поддержке родного человека;
  • совместные занятия являются примером для мам и пап при выборе новых способов общения со своим ребенком, а также способствуют более тесному контакту с психологом в дальнейшем;
  • воспитатель группы также принимает активное участие в проведении подобных занятий, отмечая для себя те игры и упражнения, которые больше всего понравились малышам.

Вместе с решением главных задач и целей занятий психолог решает и другие задачи комплексного развития малышей раннего возраста, которые также способствуют их успешному вливанию в детский коллектив:

  • уменьшение мышечного и эмоционального напряжения;
  • уменьшение повышенной двигательной активности, агрессивности, тревожности;
  • формирование навыков общения малышей со сверстниками;
  • развитие произвольности поведения, игровых навыков, познавательной активности, крупной и мелкой моторики и т. д.

Структура и форма психологических занятий

Организационный момент

Каждое занятие следует начинать с тех игр, которые способствуют согласованности действий всех детей: ребята могут дружно шагать, хлопать ручками по мячам и выполнять другие совместные действия под несложный детский стишок или считалку. Подобные упражнения настраивают на совместную работу в группе, поднимают настроение и повышают двигательную и речевую активность малышей.

Основная часть

Основная часть занятия может состоять из тех упражнения и игр, которые способствуют свободному выражению эмоций детей, взаимодействию друг с другом. К примеру, игры со словесным сопровождением (потешки, стихи, хороводы, «ладушки» и т. д.) вовлекают малышей в занятие, переключают их со слез и рыданий на топанье ножками или хлопанье в ладошки, задают позитивный эмоциональный настрой. В подобных играх все дети, даже самые замкнутые и стеснительные, смогут преодолеть себя и пойти на контакт с психологом и сверстниками.

Итог занятия

Занятия следует закончить малоподвижными, спокойными упражнениями.

Развивающая среда

занятие психолога 1

Правильно организованная развивающая среда также способствует более успешному привыканию малышей к условиям детского сада. Игровую среду в группе следует наполнить соответствующим возрасту оборудованием и игрушками, которые бы не только доставляли удовольствие малышам, но и формировали их представления об окружающем мире и способствовали более активной игровой деятельности.

Психологу также следует подготовить памятки, анкеты, таблицы, ряд тематических консультаций для родителей. Темы консультаций являются отражением наиболее часто встречающихся у родителей вопросов воспитания и развития детей. Повышение психологической культуры помогает родителям осознать важность данного периода развития личности ребенка, способствует повышению у родителей потребности в более частом общении с детьми.

Мероприятия в детском саду с участием психолога можно представить в виде таблицы.

Мероприятия Ответственные
Анкетирование родителей, диагностика детско-родительских отношений с целью получения информации о затруднениях в вопросах воспитания Психолог
Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей Психолог, медсестра, воспитатель, музруководитель, ст. воспитатель
Консультации для педагогов по вопросу взаимодействия с родителями малышей, особенностей развития детей раннего возраста Психолог
Проведение практических занятий Психолог, воспитатель, музруководитель
Оформление уголков для родителей, выставок детских работ Педагоги ДОУ

Организованная, целенаправленная работа психолога по более успешному вхождению детей раннего возраста в коллектив сверстников способствует комфортной адаптации к детскому учреждению, формированию у них чувства защищенности, доверия к окружающему миру. Взаимодействие психолога и семьи должно быть направлено на создание условий по повышению психологической культуры родителей, привлечению их к сотрудничеству с детским садом, объединению усилий в укреплении здоровья детей, их воспитании и обучении.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>