о чем говорит детский рисунок

Любой рисунок отражает настроение его создателя. Сюжет, выбранные цвета и расположение деталей созвучны внутреннему настрою человека, его эмоциям и чувствам. Очень ярко эта закономерность отражается в детских рисунках. Ведь почти все дети любят рисовать, изображая на листах бумаги буквально все, что они видят вокруг, чувствуют или на что надеются.

Собирая коллекцию рисунков своего ребенка, родители смогут заметить, как меняется не только его художественные способности, но и все, что творится в его душе.

Конечно, качественный анализ детского рисунка и оценку психологического состояния ребенка может сделать только опытный специалист. Как считают психологи, умение разбираться в хитросплетениях детских рисунков приходит после разбора тысяч и тысяч изображений. Для этого существует ряд диагностических методик, например, «Рисунок семьи», «Дом-дерево-человек», «Рисунок человека» и «Несуществующее животное».

Мы же предлагаем обратить внимание на основные характеристики рисунков детей, чтобы понять, существует ли какие-либо проблемы в развитии ребенка, и есть ли причина для обращения к психологу.

Как эволюционирует детский рисунок?

Исследователи детского творчества выделяют несколько возрастных стадий, которые позволяют оценить уровень развития ребенка. Однако следует помнить, что не всегда низкое качество рисунка и не соответствие возрастным нормам говорит о задержке в развитии малыша.

Первый этап. Доизобразительный

Начинается доизобразительный этап со стадии «каракулей». В этот период (до двух лет) ребенок просто чертит штрихи и линии, не пытаясь нарисовать что-то определенное. Самое главное для малыша – след карандаша на бумаге, который он оставил.

В возрасте до трех лет ребенок проходит через стадию последующей интерпретации. Малыш все так же рисует каракули, но уже пытается придумывать им названия. Так, обычный завиток может стать или мамой, или яблоком.

Можно сказать, что на стадии каракулей, которая заканчивается в момент появления в рисунках круга, главным для ребенка является овладение моторной координацией.

Второй этап. Изобразительный.

Этот этап является очень продолжительным. Приблизительно к трем годам у малышей возникает предметный рисунок, а самым любимым объектом изображения становится человек, который выглядит очень упрощенно, чаще всего в виде круга. Это так называемый «головоног»: кроме головы есть руки и ноги в виде веточек.

Уже к четырем годам ребенок использует примитивную схему при изображении человека, у которого появляется еще и туловище. Оно может быть любой формы.

К шестому году рисунок человека усложняется – ноги и руки уже не простые черточки, а имеют толщину. К концу дошкольного возраста появляются и второстепенные детали: волосы, ресницы, пальцы и т. д.

Цвет рисунка

В психологической литературе указывают на важность использования цвета в детском рисунке. О значении цветов сказано очень много, мы же хотим отметить, что не следует быть излишне категоричными: если рисунок черный – ребенок в депрессии, если красный – ребенок агрессивен.

При оценке палитры следует обращать внимание на некоторые моменты: достаточен ли выбор цветов у ребенка, как часто он использует каждый цвет, с какими красками комбинирует свой любимый цвет.

Исследователи детских рисунков утверждают, что:

  • постоянный выбор темных цветов – признак депрессии, а слишком частое использование красного говорит о повышенной конфликтности;
  • если же ребенок предпочитает холодные тона, то можно предположить о высокой чувствительности или сниженном настроении;
  • все рисунки в пастельных тонах могут говорить о тревожности либо эмоциональности;
  • если ребенок ограничивается при рисовании двумя-тремя цветами, то можно предположить усталость или пассивность.

Важно помнить, что анализ рисунков не может быть сиюминутным, лучше всего сравнить картинки, выполненные малышом в разное время, и посмотреть, как долго он использует тот цвет, к которому возникли вопросы.

Сюжет детского рисунка

При анализе детских рисунков также следует смотреть и на их сюжет. Помимо людей дети чаще всего изображают животных, дома и деревья, солнце и небо, цветы и травы. Наличие опасных, злых и зубастых животных может говорить о напряженном состоянии ребенка, а отсутствие в рисунках человека – о возможных проблемах в общении.

В рисунках детей также часто прослеживаются гендерные особенности: мальчики чаще рисуют войну, динозавров, оружие. Девочки же больше изображают принцесс, цветы и кукол.

Довольно часто на бумаге дети выражают тревожащие их проблемы или страхи. Если неприятный сюжет повторяется вновь и вновь, следует обратить внимание и, возможно, обратиться за помощью к психологу.

Размер деталей рисунка

При анализе важно рассматривать и размер рисунка относительно бумажного листа, и размер отдельных элементов. Маленький рисунок указывает на робость и неуверенность, а большое изображение, занимающее две трети листа, говорит о психологической стабильности.

Если рисунок занимает весь лист или выходит за его пределы, то можно предположить об импульсивности или гиперактивности ребенка. Расположение рисунка выше середины листа свидетельствует о завышенной самооценке, хотя это и вполне обычное явление для дошкольника.

Важное для него ребенок рисует большим, а неважное – маленьким. То есть самым большим малыш изобразит не самого высокого, а наиболее важного для него человека. Также о значимости субъекта говорит и тщательность прорисовки фигуры и деталей одежды.

Помните, что при анализе детского рисунка главное – это общее впечатление от изображенного. И хотя оно субъективно, но рисование крови, агрессивных сюжетов, страшных монстров может говорить о неблагополучии в развитии малыша. Возможно, своими рисунками ребенок просит вас о помощи?

В любом случае, родительское внимание к детскому творчеству вполне может решить некоторые детские проблемы.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>