Возраст детей: старшая группа
Цель: преодоление чувства страха и тревоги.
Образовательная: закрепить знания детей об эмоции «страх»;
Воспитательная: развивать у детей способность словесно выражать свои эмоции;
Коррекционная: научить детей преодолевать свои страхи через рисование.
пиктограммы эмоций; бумага; карандаши или краска.
– Давайте поздороваемся друг с другом по-разному. Как это можно сделать? (Выслушиваются предложения детей.). Чтобы пожать руки, нужно подойти к каждому из ребят. А теперь поздороваемся…носами. Встаньте парами, лицом друг к другу и прикоснитесь носом к своему товарищу. Ну а сейчас покажем, что очень рады каждому – давайте обнимем друг друга.
– Рассаживайтесь в круг и послушайте стихотворение.
Мы ходили на охоту
На большого бегемота.
Взяли ружья и рогатку,
Пистолеты и лопатку,
А еще пиратский флаг,
Чтоб дрожал коварный враг.
Мы засели у болота,
Что-то нету бегемота.
Он, наверное, нас ждет,
Свое место стережет.
Хочет в западню сманить,
Нас ногами задавить.
У него огромный рот,
Очень страшный бегемот.
Он сейчас следит за нами,
Может, мы вернемся к маме.
Вдруг кому-то на макушку
Сверху прыгнула лягушка,
Он от страха закричал:
«Бегемот на нас напал!»
То-то все перепугались,
По домам поразбегались.
Бегемот нас победил,
Не хватило у нас сил.
Но мы снова в бой пойдем,
Если только флаг найдем.
Екатерина Харкевич
– Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали это стихотворение?
– На столах лежат картинки с разными эмоциями. Выберите из них ту, которую чувствовали герои стихотворения. Посмотрите, какие у картинки брови, глаза, рот (нужно отметить характерные признаки эмоции).
– Поднимите руку те из вас, кто хотя бы раз в своей жизни чего-нибудь боялся. Посмотрите, руки подняли все. Вы очень храбрые, потому что нашли мужество признаться, что тоже чего-то боитесь. А как вы думаете, все ли люди испытывают страх? (ответы детей). Открою секрет: все люди в своей жизни чего-нибудь боялись. Расскажите, чего боится каждый из вас.
Если же ребенок затрудняется словесно описать свои страхи, необходимо задать ему наводящие вопросы:
Чего ты боишься?
Когда тебе бывает страшно?
Бывало ли такое, когда ты сильно испугался?
– А теперь нарисуйте то, чего вы боитесь (время на рисунок). У каждого получился свой страх, а мы будем от него избавляться. Разрежем наши страхи ножницами на мелкие-мелкие кусочки. Посмотрите, ребята, теперь эти кусочки нельзя соединить вместе. А это значит, что наш страх исчез. Давайте соберем кусочки бумаги в коробку и вместе выкинем ее в мусорное ведро (вместе выкинуть в мусор коробку с бумажками). Этот страх нам не нужен!
– А теперь вспомним про того бегемота, на которого охотились ребята. Представьте, что вы лежите на берегу речки на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает бегемот и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что бегемот пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело…
– Какое чувство испытывали ребята из стихотворения? Вы когда-нибудь боялись? Что можно сделать, чтобы не испытывать страх? (Слушаем ответы детей.). Вы стали немного смелее, и теперь можно сделать вот что: сочините вместе с мамой или папой сказку про трусишку, который боится … темноты.