Конфликты между братьями и сестрами стратегии предупреждения

Вы можете сделать многое, чтобы помочь своим детям научиться ладить. Например, заложить основу семейных правил, установить порядок их выполнения и определить награду за хорошее поведение. Это позволит научить детей находить наилучший путь урегулирования конфликтов.

Среди основных стратегий предотвращения конфликтов между детьми можно выделить следующие: определение потребностей каждого ребенка, установление четких семейных правил, установление распорядка дня, акцент на хорошее поведение, демонстрация положительного поведения, отработка конфликтных ситуаций, развитие самостоятельности у детей. Рассмотрим подробнее каждую из стратегий.

Определение потребностей каждого ребенка — избегаем конфликты

Ваши дети должны чувствовать, что вы любите и цените их одинаково – таким образом, им не придется конкурировать за вашу любовь и внимание. Вы можете поддерживать эти чувства, выделяя каждому ребенку, по возможности, одинаковое количество времени, награждая каждого поцелуями и объятиями, а также стараясь не сравнивать их друг с другом.

Хотя детей нужно учить делиться друг с другом, неплохим способом избежать конфликтов является предоставление каждому из них личного пространства. Пусть даже это будет простой ящик, в который никто, а тем более его брат или сестра, не сможет попасть. Детям также будет полезно объяснить, что младшему не стоит портить вещи старшего брата или сестры, и наоборот.

Однако помните, что любить своих детей одинаково не всегда означает рассматривать их с одной и той же точки зрения. В разном возрасте им необходимы разные правила и ограничения. Вы даже можете демонстрировать свою любовь к ним различными способами – благодаря сочетанию различных действий. Главное идея состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенным в том, что его любят!

Установление четких семейных правил

Правила сообщают детям, что можно делать, а что – нельзя. Если в вашей семье есть установленные правила, то вам будет гораздо проще вмешаться в конфликты и сказать: «Помните, никаких драк» или «Обзываться нельзя».

Правила должны быть простыми. И очень важно, чтобы они звучали в позитивном ключе, с упором на нужные поступки. Например, «Мы относимся к людям и вещам аккуратно», «Мы говорим друг с другом вежливо».

Кстати, это поможет вам ограничить количество правил – не нужно будет перечислять десятки ненужных или нежелательных поступков.

Подсказки для принятия правил:

  1. Привлекайте детей к разработке правил. Это поможет малышам их запомнить. Даже трехлетний ребенок может внести свой вклад в их обсуждение.
  2. Повесьте копию семейных правил на холодильник в качестве напоминания для всей семьи.
  3. Реагируйте на каждое нарушение правил. Начните с дружеского напоминания: «Мы говорим друг с другом вежливо». Затем дайте им еще один шанс. Если дети продолжают нарушать правило, используйте согласованное наказание. Например, заберите то, из-за чего они устроили данное «кровопролитие».

Установление распорядка дня

Отмечено, что намного проще бороться с разногласиями в повседневной жизни, если у вас есть установленный порядок. Это означает, что каждый член семьи знает, кто где сидит и что делает, какая работа по дому и в какой день происходит и кто первый в очереди на компьютерную игру или в ванную комнату.

Образец распорядка

Телевидение: Маша выбирает программу с 19.00 до 20.00, Дима – с 20.00 до 21.00 (после того, как Маша ушла спать).

Компьютерные игры: Маша играет по субботам, Дима – по воскресеньям.

Ванная комната: утром первым в ванную идет Дима, затем Маша.

Домашние дела: Маша и Дима по очереди убираются дома – выносят мусор и моют посуду.

Акцент на хорошее поведение

Очень важно замечать и давать положительную оценку, когда ваши дети ведут себя хорошо. Тем самым вы четко и конкретно даете им понять, что они ведут себя правильно и вы это очень цените. Помните, что оценка и поощрение хорошего поступка приведет к тому, что дети обязательно повторят его снова.

Например:

  1. «Мне нравится, как вы играете по очереди».
  2. «Хорошо, что вы решили поделиться игрушками».

Постарайтесь дать вашим детям шесть положительных замечаний за каждый отрицательный. Это хороший баланс для поддержания здоровой самооценки и мотивации.

Демонстрация положительного поведения

Не забывайте, что вы – главный пример для своих детей. Они обязательно заметят, как вы относитесь к окружающим людям и как вы решаете возникшие проблемы и конфликты. Если вы агрессивно подходите к разрешению конфликтов, предпочитая решать их с помощью крика или даже кулаков, то, вероятнее всего, ваши дети возьмут данный способ на вооружение. Если вы хотите, чтобы они могли приносить извинения за свои поступки (важная вещь в любых отношениях), то важно и вам научиться просить прощение.

Отработка конфликтных ситуаций

Подумайте, что лучше: быть тренером для своих детей, который научит, как выходить из конфликта, или рефери, который постоянно предотвращает драки или вступает в конфликт, который уже состоялся?

Советы по отработке (тренировке):

  1. Совместные игры со сверстниками научат детей искать положительные способы выхода из конфликтов.
  2. Не бойтесь вмешиваться, если назревает серьезный конфликт. Подтолкните детей к положительному решению.
  3. Разбор полетов для предотвращения конфликтов в дальнейшем. После того, как все остынут, разберитесь, как можно было выйти из подобной ситуации без драки.
  4. Помогите детям найти способ выразить свои чувства. Для младших детей это может быть игры с водой, рисование или лепка. Для детей старшего возраста – спорт или музыка.

Развитие самостоятельности у детей

Когда вы позволяете детям самим решать конфликтные ситуации, вы помогаете им развивать самостоятельность и умение вести переговоры. Несколько подсказок, как ненавязчиво помочь им решать проблемы:

  1. Разговоры и даже споры помогают детям выйти из конфликтной ситуации. Похвалите их: «Я горжусь, как вы самостоятельно решили проблему».
  2. Следите за происходящим, чтобы предотвратить полномасштабный поединок.
  3. Давайте подсказки. Например: «Не забывайте об очередности. Кто сейчас должен играть за компьютером?»
  4. Отвлекайте их внимание чем-то новым. Предложите новую игру и немного поучаствуйте в ней, а затем попросите детей придумать вместе, как играть дальше.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>