Как лучше всего развивать внимание детей среднего дошкольного возраста? Ответ очевиден – конечно, в игре. У детей в возрасте трех-пяти лет преобладает непроизвольное внимание, произвольное же только начинает формироваться. Поэтому трехлетки не могут надолго сосредоточиться на объекте и быстро переключают свое внимание на другие интересующие их предметы. Мы знаем, что больше всего малыши любят играть, вот почему их внимание можно и нужно развивать в игровой деятельности и специальных несложных упражнениях. Игры, представленные в этой статье, помогут вам сформировать у малыша устойчивость внимания, его переключение и распределение.
Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.
Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.
Как играем: предложите ребенку посоревноваться – кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем – чем отличаются друг от друга (мишка – большой, ушки маленькие, коричневый; зайка – маленький, беленький, ушки длинные).
Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, – большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.
Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» – кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит – он получит от игры истинное удовольствие. Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому «Хочувсезнайке»!
Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.
Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А может, у вас есть новогодние домики или зайцы – выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.
Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.
Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.
Необходимый инвентарь: фанты.
Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок…».
Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.
Ответ правильный – игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» – спеть песенку, станцевать, прокукарекать… То-то будет весело!
Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!
Усложняем: ведущим может быть ребенок.
Игра помогает формировать произвольное внимание, память
Необходимый инвентарь: игрушки.
Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?
Закрепляем: играть можно на кухне – например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.
Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
Игра помогает формировать произвольное внимание, учит ориентироваться на плоскости, закрепляет знания о цвете, форме, предмете
Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, формы, размера.
Как играем: выложите пуговицы по углам стола и в середине (сначала возьмите 5 пуговиц). Пусть ребенок рассматривает их в течение 1-2 минут. Запоминает их расположение, их цвет, размер. Затем он должен отвернуться, а вы быстро меняете местами две пуговицы. Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось (например, желтая пуговица была в центре, а теперь она поменялась местами с красной, которая была в верхнем правом углу).
Закрепляем: у этой игры много вариантов. Выкладывайте пуговицы не только на столе, но и на ковре; меняйте пуговицы по форме и по цвету.
Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). А можно брать и объемные фигуры из набора кубиков – шар, куб, брусок, цилиндр, призму.
Усложняем: увеличьте количество пуговиц. Меняйте местами по две пары пуговиц; убирайте по 1-2 пуговицы; используйте похожие пуговицы, которые мало отличаются друг от друга.
Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.
Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.
Начинаем. «Морковь растет в огороде?» – «Да». «Огурец?» – «Да». «Свекла?» – «Да». «Слива?» – «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.
Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.
Усложняем: поиграйте в игру «Грустный – веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» – «Да». «Сломанная игрушка?» – «Да». «Обиженный клоун?» – «Да». «Смеющаяся девочка?» – «Нет».
Слова можно заменить действием: «нет» – топаем, «да» – хлопаем.
Поиграйте в игру «Из чего сделано?». Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.
Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д.
Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.
Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.
Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки – шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.
Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.
Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.
Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку Чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.
Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.
Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.
Вы поднимаете одну руку – ребенок тоже, вы топаете ногами – ребенок повторяет, вы хлопаете – ребенок тоже, вы присели – ребенок повторил, вы стоите на одной ноге – и он тоже и т. д.
Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд – хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.
А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!
Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.
Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение.
Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».
Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора
Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.
Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже – узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки.
Закрепляем: играем в «Лесную школу». Усложняем узор, например, рисуем ломаную линию, а по разные стороны попарно – круг и квадрат и т. п. Внизу – узор с ошибками. Ребенок должен исправить ошибки. Ну, а кто их сделал, придумайте сами: медведь или еж и т. д.
Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными. Круг можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д.
Меняйте задания.
Игра помогает вырабатывать наблюдательность
Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.
Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой – синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.
А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег… на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.
Закрепляем: играем летом – рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине – чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда приедете к месту назначения – проверьте его.
Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.
Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание
Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.
Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.
Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.
Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.