Giving your child the best start in life

  • First Floor, 10A Chandos Street London New Town W1G 9LE

Get In Touch

Блог

Игры на развитие слуховой системы детей от одного года до трех лет

Ребенок с самого рождения живет в мире звуков: природы, музыки, человеческой речи и пр. И если первые реакции малыша на звуки примитивны (моргание, вздрагивание, плач), то уже к полугоду слуховая чувствительность достигает взрослого уровня. В дальнейшем же формируется осмысленное отношение к звукам. И уже к трем годам малыши воспринимают все звуки языка.

Благодаря слуховой памяти ребенок запоминает целый спектр речевых и неречевых звуков. К трем годам малыш уже знает сотни слов и словосочетаний, а также понимает простые предложения и усваивает в общих чертах грамматический строй языка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие слуховой системы детей от одного года до трех лет, которые помогут в развитии речи, слухового внимания и памяти.

Узнай по звуку

Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.

Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т. д.).

Ход игры

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т. п.

За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.

Кто внимательный?

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход игры

Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:

– Возьми мишку и посади в машину.
– Возьми мишку из машины.
– Посади в машину куклу.
– Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

Беги на носочках

Цель: развитие слухового внимания, координации и чувства ритма.

Материал: бубен (тамбурин).

Ход занятия

Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит.

Где позвонили?

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве.

Материал: звоночек.

Ход занятия

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза, а, указывая направление звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра в лошадки

Цель: обучение ребенка подражанию движениям лошадей и звукам, которые они издают; воспитание чуткого отношения к животным.

Ход игры

Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» запрягают своих «лошадок», надевают вожжи, «чистят», «поят», «кормят» их, «расчесывают и заплетают гриву».

Все стоят в «конюшне» – в отгороженном стульчиками пространстве. Взрослый раздвигает стульчики-«во рота» и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота – выезжаем со двора. Но, но, поехали!»

«Лошадки» имитируют езду по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают «копытами»: «Цок-цок-цок» или «ржут»: «И-го-го!». «Кучер подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тпру-у-у!»

Гоп, лошадка, не лениться,
Выше ножки поднимай!
В гости надо торопиться,
Поскорее ты шагай!
Но-о-о, поехали быстрее,
Быстро-быстро побежим!
Ну, скорее же, скорее,
Мы теперь с тобой спешим!
Ну, шагай опять, лошадка,
Мы теперь домой идем.
Причешу тебя я гладко,
Мы с тобою отдохнем!

***
Мы лошадок покормили,
Их почистили, помыли.
Эй, лошадка, ты постой,
Напою тебя водой!
Взяли вожжи с бубенцами,
Запрягли лошадок сами.
Динь-дон, бубенцы!
Едут-едут молодцы!

***

Моя лошадка

Я свою лошадку
Больно не хлещу,
Я свою лошадку
Славно угощу!
Ест моя лошадка
Манго и маис,
Белый сахар сладкий
И вареный рис.
Поскачем по долинам,
По кручам и лесам…
Я ее из глины
Сегодня сделал сам!

***

Лошадка пони (Шотландская песенка)

Мою лошадку пони
Зовут Малютка Грей.
Соседка наша в город
Поехала на ней.
Она ее хлестала
И палкой, и кнутом.
И под гору, и в гору
Гнала ее бегом.
Не дам ей больше пони,
Ни нынче, ни потом.
Пускай хоть все соседи
Придут просить о том!

***

Лошадка

Я люблю свою лошадку!
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!

***
Палка-скакалка
В пыли валялась палка,
Ее мне стало жалко.
Взял я палку, и она
Превратилась в скакуна!
В. Ланцетти

***

Конь (Немецкая песенка)

Гоп-гоп-гоп,
Конь пошел в галоп!
Напою коня лихого,
Сам прибью коню подкову.
Гоп-гоп-гоп,
Конь пошел в галоп!

Тихо мы в ладошки ударим

Цель: развитие у ребенка умения соотносить свои движения со словами текста, выполнять их громко и тихо.

Ход игры

Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Взрослый садится лицом к детям и поет (на мотив «Во поле березонька стояла…»), сопровождая пение движениями, описанными в словах песни. Дети подражают движениям взрослого.

Тихо мы в ладошки ударим, (2 раза) (Тихие хлопки в ладошки.)
Люли-люли, ударим, (2 раза)
Громко мы в ладошки ударим, (2 раза) (Громкие хлопки в ладошки.)
Люли-люли, ударим. (2 раза)
Ручки мы вверх поднимаем, (Поднимают руки вверх.)
Ручки на коленки опускаем, (Опускают их на колени.)
Люли-люли, опускаем. (2 раза)
Ручки за спину мы спрячем, (Ручки прячут за спину, затем протягивают их вперед.)
Ручки мы тете покажем,
Люли-люли, покажем. (2 раза)
Ножки мы тете покажем, (Вытягивают вперед ноги, притопывают ногами, сидя на месте.)
Ножки наши весело плясали,
Люли-люли, плясали. (2 раза)

Мы топаем!

Цель: обучение простым движениям; развитие чувства ритма и умения соотносить свои движения со словами песни.

Ход игры

Стоя в кружок вместе со взрослым, дети под песенку делают следующие движения:

Мы топаем ногами, (Топают ножками, хлопают ручками, качают головой.)
Мы хлопаем руками,
Качаем головой, Качаем головой.
Мы ручки поднимаем, (Поднимают ручки, опускают ручки, берутся за руки, бегут по кругу.)
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаем
И бегаем кругом.

Мы ногами топ-топ-топ

Цель: обучение ребенка двигаться под музыку, слушать слова песни.

Ход игры

Дети поют вместе со взрослыми и под музыку делают следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ, (Дети вместе со взрослыми ходят по комнате, высоко поднимая ладошки, хлопают.)
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем (Идут за воспитательницей, хлопают в ладошки. Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками. Руки на пояс – кружатся.)

И в ладошки ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Во дворе

Цель: развитие способности к звукоподражанию и речевого слуха. Материал: игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход игры

Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку! Ам-ам! Кто там?
Кур стерегу. Кря-кря-кря!
Кудах-тах-тах! Завтра дождь с утра!
Снеслась в кустах. Му-му-му!
Мур-мур-мур, Молока кому?
Пугаю кур!

Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как коровка мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

Часы тикают

Цель: развитие звукопроизношения; закрепление правильного произношения звука К, звука Т (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Материал: большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).

Ход игры

Взрослый показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают: «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов; если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко {произносит «тик-так» громко), а маленькие часики – тихо (произносит «тик-так» тихо). Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

Далее взрослый говорит: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе с ним воспроизвести медленное тиканье больших часов.

«Теперь послушай, как тикают маленькие часики», – говорит взрослый и произносит «тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков К и Т (Ть).

Веселый каблучок

Цель: развитие внимания, музыкального слуха, умения выполнять ритмичные движения.

Ход игры

Дети стоят кружком; взявшись за руки, поют и танцуют:

Дружно за руки взялись, (Дети берутся за руки и идут по кругу.)
Кругом весело прошлись!
Припев:
Веселый каблучок (Стучат каблучками о пол.)
Выбивает чок да чок!
Эх! Вприсядку веселей – (Стоя на месте, приседают – руки на поясе.)
Мы попляшем поскорей!
Припев: (Стучат каблучками о пол.)
Ай да пальчики у нас, (Руки подняли, перебирают! пальчиками.)
Тоже все пустились в пляс
Припев: (Стучат каблучками о пол.)
Вот бежит, бежит вперед (Бегут к центру и обратно.)
Наш веселый хоровод!
Припев: (Стучат каблучками о пол.)
Ох, устали мы плясать, (Садятся, ножки вытянуты.)
Лучше сядем отдыхать!
Припев:
Каблучок, мой каблучок, (Грозят пальчиком и попеременно стучат каблучками.)
Не стучи ты чок да чок!
Припев:
Отдохнули и встаем, (Встают и стучат каблучками о пол.)
Снова все плясать пойдем!
Припев:
Веселый каблучок
Выбивает чок да чок!

Источник

Your email address will not be published. Required fields are marked *