игры на развитие речи 1-3 года

Уровень развития речи ребенка от года до трех лет во многом связано с умением вступать в контакт со сверстниками и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью может свободно пригласить другого малыша поиграть с ним, объяснить правила, а также придумать простой и в то же время интересный сюжет.

Если ребенок до двух лет использует не очень много слов, то уже к трем годам расширяется не только словарный запас, но и внутренний мир малыша за счет бурного развития воображения. Теперь ребенку хочется говорить и о конкретных предметах, и о том, что будет или было. Также ребенок к трем годам овладевает фразовой речью, длина предложений очень быстро увеличивается, а их грамотность совершенствуется.

Водичка

Цель: развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.

Пузырь

Цель: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

Ход игры

Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один).

При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят ф-ф-ф, выдувая воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3-4 раза.

Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!

Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят звук т-с-с-с-с, изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

Паровоз

Цель: развитие речевого дыхания.

Материал: игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.

Ход игры

Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук У), и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.

Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука У ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате «паровозиком», и ребенок громко подражает гудку паровоза. Взрослый читает стихотворение:

Загудел паровоз
И вагончики повез. –
Чох-чох, чу-чууу!
Я далеко укачу-ууу!

Капитаны

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе. Активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход игры

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку «покататься на кораблике» из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто – вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.

«Но вот налетает порывистый ветер, – говорит взрослый, – он дует неровно – п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер-ветерок,
Натяни парусок
Кораблик гони
До Волги-реки!

Песня-песенка

Цель: уточнение звукопроизношения у ребенка; развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосоче­тания по подражанию.

Материал: игрушки – большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход игры

Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по сказке.

«Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
– Теперь ты, петушок, пой!
– Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
– Ты спой, Мурка!
– Мяу-мяу, – спела кошка.
– Твоя очередь, уточка!
– Кря-кря-кря, – затянула утка.
– А ты, Мишка?
– Ряв-ряв-ряв, – зарычал медведь.
– Ты, лягушка, спой!
– Квак-квак-квак, – проквакала лягушка.
– А ты, кукла, что споешь?
– Ма-ма, ма-ма!
Складная песенка!»

Затем ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет мишка?» и т. д.

Чей одуванчик улетит дальше?

Цель: развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ.

Ход игры

Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

Снежинки

Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Материал: несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход игры

Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты) – и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Мышка

Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука /7 (Пь), отчетливого произношения слов; воспитание звуковой культуры речи.

Материал: игрушечная мышка.

Ход игры

Раздается писк «пи-пи-пи», взрослый говорит, что прибежала мышка, предлагает ее поискать. Ребенок заглядывает под стул. Появляется игрушечная мышка, спрашивает: «Дети, кот ушел? – и просит: – Вы его не зовите, я кота боюсь!»

Взрослый предлагает попищать, как мышка, ребенок повторяет писк. «Мышонок любит играть в прятки, – говорит взрослый. – Сейчас я спрячу его в ладошке и спрошу: где мышонок? А он ответит мне: «Пи-пи-пи».

Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4-5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра, а он благодарит: «Спасибо, очень вкусный был сыр. Я сыр очень люблю. А вы что любите есть? Вы, наверное, очень любите суп? Давайте скажем: «Уп-уп-уп – мы любим суп!»».

Взрослый дважды повторяет чистоговорку, затем ребенок повторяет ее самостоятельно:

Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!

Барабан

Цель: продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука Б (Бь); обучение регулированию силы голоса.

Материал: игрушечный барабан.

Ход игры

Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка: «Как поет барабан?» Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук Б (Бь), а звукоподражания – громко и тихо.

Отгадай, кто к нам пришел

Цель: формирование четкого произношения звуков М, П, Б, (Мь, Пь, Бь), обучение отчетливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний; развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произношения; закрепление в речи ребенка названий отдельных предметов, животных, птиц.

Материал: игрушки, использовавшиеся на предыдущих занятиях (корова, коза, кошка, мышка, курица, барабан, звонок) или картинки.

Ход игры

Взрослый показывает игрушку-корову (или картинку) ипредлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит звукосочетание. «А как блеет коза?» – спрашивает взрослый, показывая соответствующую игрушку. Ребенок произносит: «Меее-е».

Затем взрослый предлагает ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Взрослый следит, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания. Далее взрослый предлагает ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы:

– Му-у-у, му-у-у… Кто это мычит?
– Мяу-мяу… Кто это к нам пришел?
– Кто подошел к Кате и сказал: «Ме-е-е, ме-е-е»?
– А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-пи»?
– Ко-ко-ко… Кто это остановился рядом с Катей?
– Ква-ква-ква… А это кто?
– Ку-ку, ку-ку!.. А это чей голос?
– Тик-так, тик-так… Что это?

Взрослый произносит и другие звукоподражания («га-га-га», «ав-ав» и т.д.), а ребенок отгадывает, чей голос он слышит. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка пищит: большая или маленькая. «Би-ип, би-и-и-п… Что это?» Затем, меняя громкость при произнесении данного звукосочетания, взрослый предлагает угадать, какая машина гудит (большая или маленькая).

Взрослый добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли животных, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, каковы размеры предмета.

Вариант: взрослый предлагает ребенку подражать знакомым звукам, например: «Как звонит звонок?» – «Динь, динь!» «Как крякает утка?» – «Кря-кря-кря».

Стоит домик

Цель: развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в звукоподражательных словах. Дальнейшее обучение ребенка умению различать по внешнему виду и «голосу» животных, птиц и правильно называть их.

Материал: игрушечный домик, кукла, игрушечные гусь, утка, индюк, собака или картинки с их изображениями.

Ход игры

Взрослый показывает ребенку игрушки и рассказывает:

– Вот домик. В нем живет маленькая Оленька. (Показывает куклу.) Мимо идут гуси и кричат: «Га-га-га! Идем плавать и нырять!»

– Как и что они кричат? Ребенок повторяет.

– Не ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной! – просит гусей Оленька, но гуси уходят. Мимо утки идут, переваливаются, тихонько переговариваются: «Кряк-кряк-кряк! Идем плавать и нырять!»

– Как и о чем переговариваются утки? Ребенок повторяет.

– Не ходите плавать и нырять, поиграйте со мной! – просит уточек Оленька, но утки ее не понимают.

Тут индюк появился. «Я буду с тобой играть!» – сказал он Оленьке, но девочка индюка испугалась, играть с ним отказалась. Индюк очень рассердился и закричал: «Бал-бал-бал! Какая глупая девочка! Бал-бал-бал!» – И ушел.

– Что кричал сердитый индюк?

Ребенок повторяет.

Грустно Оленьке одной. Вдруг совсем рядом залаял щенок: «Тяф-тяф-тяф! Давай с тобой играть, маленькая девочка!» Оленька обрадовалась. Они в прятки поиграли и в салочки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться у Оленьки насовсем.

Источник


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>