игры на развитие мышления 1-3 года

Мышление ребенка к трехлетнему возрасту претерпевает существенные изменения, приобретая новое качество. Количество знаний и навыков, словарный запас и объем памяти значительно увеличиваются. С малышом уже можно поговорить на не очень сложные темы: о нем самом, о его семье, любимых игрушках и пр. К трем годам у ребенка развивается наглядно-образное мышление, то есть те действия, которые раньше осуществлялись непосредственно с предметами, уже воспроизводятся на уровне представлений. А если у ребенка хорошо развито воображение и есть навыки рисования и лепки, то начинается настоящая творческая деятельность. Предлагаем вашему вниманию комплекс игр и упражнений для развития мышления у детей от одного года до трех лет, которые помогут вам в развитии всей психической деятельности вашего малыша.

Сделай то, что я скажу

Цель: формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать противоположные по значению действия (подняться вверх – спуститься).

Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.

Ход игры

Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следующие задания:

– Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»)

– Помоги матрешке подняться по лесенке. (Взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, верх… и наверху.)

– Куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай. (Ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули».)

– Матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине. (Ребенок катает и приговаривает: «Вперед – назад, вперед – назад».)

Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.

Кто рассказывает?

Цель: закрепление умения ребенка различать овощи и фрукты по внешнему виду; развитие слухового внимания. Материал: фрукты и овощи на подносе (яблоко, огурец, морковь и т.д.).

Ход игры

Принимают участие несколько человек. Все берут с подноса по одному предмету и называют его: «У меня яблоко! У меня морковка! У меня большой огурец! А у меня маленький огурец!» (Взрослый подсказывает, что маленький огурец можно назвать «огурчик», и дети повторяют новое слово.)

Взрослый ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (Фрукты и овощи опять лежат на подносе.) Кто-нибудь из детей подходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ и говорит: «Я взял и держу в руке яблоко». Затем кладет его на поднос и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом», – говорит взрослый. Если ребенок узнает товарища по голосу, все хлопают в ладоши и узнанный занимает место водящего. Если ребенок ошибается, то водит еще раз.

Петушки и цыплята

Цель: развитие звукоподражания, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры

Взрослый изображает «петушка», дети – «курочек» и «цыплят». «Курочка» с «цыплятами» «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол). По­является «петушок», и «цыплята прячутся около «мамы-курочки» (взрослый накидывает им на головки простынку). «Петушок» спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплятки?» «Курочка» отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». «Петушок» ходит, ищет «цыпляток», находит и бегает за ними, «цыплятки» разбегаются в разные стороны. Заканчивая игру, взрослый и дети поют песню:

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки. –
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Кто что делает?

Цель: обучение ребенка внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые он видит на картинке; развитие игровых навыков.

Материал: картинки с изображением одного действия, легко поддающиеся пониманию: мальчик играет на барабане; медвежонок прижал к себе бочонок с медом; девочка сметает щеткой крошки со стола; мальчик из леечки поливает цветы; девочка причесывает куклу; малыш катает шарик; игрушки и предметы, изображенные на картинках: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик.

Ход игры

Ребенок выбирает картинку и рассказывает о том, что на ней изображено. Затем он идет к столику с игрушками и предметами, находит нужный и воспроизводит действие, изображенное на картинке, например стучит в барабан.

Строим кукле комнату

Цель: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели, расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы.

Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход игры

На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Катя, – рассказывает взрослый, – купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как это расставить в комнате». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.

«Посмотреть» на Катину мебель приходит собачка. Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Собачка пытается «запомнить» названия предметов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью.

Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь собачке «запомнить» новые слова.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой-либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели недостает.

Игра повторяется 3-4 раза.

Оденем куклу после сна

Цель: научить воспроизводить 3-5 последовательных действий: одевать куклу, приводить в порядок постель, использовать предметы по назначению; способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры. Упражнять детей в употреблении предлогов (в, на, под).

Материал: кукла, игрушечная мебель, кукольная одежда, посуда, тазик, кувшинчик.

Ход игры

Взрослый говорит ребенку, что кукла Машенька проснулась и сказала: «С добрым утром!» Он сначала сам показывает, как одеть куклу, затем ребенок пытается сделать это сам. Куклу причесывают, усаживают за стол, ребенок приводит в порядок ее постель. Затем куклу «поят» чаем, а она, позавтракав, благодарит ребенка.

Накормим куклу обедом

Цель: уточнить с детьми назначение посуды; научить называть и последовательно выполнять действия; закреплять желание заботиться о кукле. Упражняться в употреблении слов: горячая, сладкая.

Материал: кукла, игрушечные стол, стул, кухонная и столовая посуда.

Ход игры

Взрослый говорит:

– Скоро кукла Маша возвращается с прогулки, она долго играла и проголодалась, давайте приготовим ей кашу и компот.

Взрослый спрашивает ребенка:

– Какую посуду нужно взять? Зачем нужны кастрюля, тарелка, чашка?

Ребенок отвечает.

Вместе с ребенком взрослый готовит посуду (кастрюлю, нож, тарелки, хлебницу, чашку), потом наливает из ведерка воду в кастрюлю и ставит ее на плиту. Детям предлагается помыть фрукты, мелко «нарезать» их. Взрослый предупреждает, что вода уже кипит, и предлагает ребенку высыпать из тарелки фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит:

– Теперь добавим сахар – будет вкусный, сладкий компот. Попробуем на вкус, накроем кастрюлю крышкой – и пусть еще варится.

Обращаясь к ребенку, читает четверостишие:

Ах, как много разных дел!
Вот компотик закипел,
А теперь для куклы нашей
Мы наварим сладкой каши.

Отставляет кастрюлю с компотом в сторону и достает коробочку с крупой. Взрослый объясняет, что крупа называется «рис», что рисовая каша очень вкусная, и кукла Маша будет довольна. Взрослый пересыпает крупу в тарелку, подходит к ребенку и показывает ему зерна риса. Затем привлекает ребенка к приготовлению каши, говоря:

– Вода уже закипела, надо помыть крупу. Налей в маленькую кастрюльку воды и помой рис. Теперь насыплем крупу в «кипящую» воду и будем варить кашу.

Помешивая ложкой кашу, взрослый приговаривает:

Да, да, да – каша будет хороша.
Варим кашу не спеша.

Источник


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>