Нарушение осанки у дошкольника – это не только некрасиво, но и вредно: сутулость может сказаться на деятельности внутренних органов. Такие плохие привычки, как неправильная поза за столом, долго сидение за компьютером, прием пищи у телевизора, а также некоторые заболевания могут привести в нарушению осанки.
С этой проблемой родители обычно сталкиваются перед поступлением дошкольника в школу и начинают бить тревогу, жалея, что упустили время в воспитании красивой осанки у своего ребенка.
Приобретение правильной осанки занимает длительное время, так что ребенку нужно как можно чаще напоминать, что нужно держать спинку ровно, непосредственно на теле показывать правильное положение, а еще лучше – играть в специальные игры.
Цели игры: развитие чувства правильной позы; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Ход игры
Ведущий объявляет конкурс на лучшего «робота» – кто правильно выполнит задание ведущего. Подойти к стенке без плинтуса и принять правильную осанку: руки опущены. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены. Голова удерживается прямо, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены; передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднять руки, пальцы разведены и напряжены. В этой позе отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряженная), руки свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо (будто «аршин проглотил»). Пройти 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Выигрывает игрок, лучше всех выполнивший все задания.
Цели игры: развитие внимания, быстроты реакции на сигнал; обучение удерживанию головы в правильном положении; закрепление навыков счета.
Необходимый материал: мел, сумка с карточками, на которых отмечены номера по числу игроков, начиная с 1-го.
Ход игры
Ведущий на полу вдоль стены чертит две линии на расстоянии 1,5-2-х метров друг от друга – это «улица». За линиями пишутся цифры (от единицы до последней, по числу игроков) – это номера «домов». С одной стороны пишутся четные номера, а с другой – нечетные. Каждый игрок по очереди назначается почтальоном, очередность игроков определяет ведущий с помощью считалки. Ведущий выбирает «почтальона», а остальные игроки получают свои номера и занимают свои «дома», соблюдая правильную осанку. По команде ведущего «почтальон» быстро идет между «домами», вынимает из сумки очередную карточку – «пакет» и отдает ее игроку, стоящему у «дома» с соответствующим номером, со словами: «Вам пакет». Принимающий пакет должен отметить: «Спасибо» и принять стойку «смирно».Выигрывает игрок, который всю игру сохраняет хорошую осанку и быстрее всех и без ошибок разнесет «пакеты».
Цель игры: воспитание навыков метания; развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп; развитие ловкости, глазомера.
Ход игры
Ведущий вместе с детьми делают из бумаги модели самолетов. После того как модели сделаны, дети становятся в единую линию и по команде ведущего бросают самолетики. Побеждает самолет, который улетит дальше всех.
Советы взрослым. Лучше, если у каждого из игроков будет по три попытки – тогда в зачет идет лучший результат. Если дети легко делают самолетики, предложите им сделать несколько моделей и разыграйте призы среди моделей своего класса. Предложите детям в следующей игре украсить свои модели самолетов.
Цель игры: развитие памяти, внимания, координации, умения сохранять равновесие.
Ход игры
Игроки идут по кругу и делают движения, соответствующие зашифрованным командам ведущего. На слово «земля» становятся на колени, опустив голову и руки. По команде ведущего продолжают движение по кругу. На слово «лес» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слово «небо» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.
Команды вначале двигаются друг за другом, а потом вразбивку. Игрок, который ошибся, выходит из игры. Вначале игры команды двигаются через 6–10 секунд, а затем постепенно темп ускоряется до 3-5 секунд.
Советы взрослым. Следите за правильностью осанки при выполнении движений.
Цели игры: укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища; тренировка правильного выполнения команд.
Необходимые материалы: разноцветные листочки, различная обувь, коврик.
Ход игры
Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий каждый раз завязывает на стопе разные ленточки и надевает обувь так, чтобы ребенок не видел ее. По команде «А что у нас на ножках?» ребенок приподнимает носки и голову одновременно, смотрит на ноги на счет (1-2-3-4), после чего медленно опускает на коврик голову, потом ноги. Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.
Цели игры: развитие координации движений, равновесия; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Необходимые материалы: поднос или книга, кубик.
Ход игры
Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком па голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
Цель игры: развитие равновесия и координации движений.
Необходимый материал: стул.
Ход игры
Игрок, стон на левой ноге, сгибает правую ногу. Отводит ее назад и захватывает носок правой рукой. Левая держится за спинку стула. Выигрывает игрок, выполнивший задание лучше всех.
Цель игры: умение координировано выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры
Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3–4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу. Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например: 1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить; 2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз; 3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч; 5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.
Цель игры: развитие навыков бросания и ловли предметов в метании.
Необходимые материалы: кольца диаметром 15 см. Ширина ободка 3-4 см, шнуром привязаны к палке длиной 30 см.
Ход игры
Играющие поочередно ловят кольцо на палочку. Каждый играющий имеет право сделать подряд три попытки и считает, сколько раз удалось ему поймать кольцо. Затем он передает палочку с кольцом следующему играющему. Палочка с кольцом переходит из рук в руки до тех пор, пока кто-нибудь из детей не наберет условное количество попаданий (очков). Играть могут 3–5 игроков. Выигравшие в 2–3 играх игроки соревнуются между собой.
Цели игры: воспитание внимания; развитие культуры поведения; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; улучшение функций дыхания.
Ход игры
Игроки идут колонной друг за другом по одному и по сигналу, по возможности бесшумно, делают названное ведущим упражнение (повернуться, остановиться, поднять руки вверх – вдох, опустить – выдох).
Отмечаются игроки, сделавшие упражнения четко, красиво, бесшумно. Контролируется правильность осанки и смыкание губ.
Советы взрослым. Эту игру можно провести с детьми и в положении сидя на стуле, на ковре и даже лежа.
Цели игры: развитие навыков бросания и ловли предметов, развитие координации движений; формирование правильной осанки; тренировка внимания, умения действовать в коллективе.
Необходимые материмы: мел, мячи.
Ход игры
Играющих делят на две равные группы (по 5-6 человек); они выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги, которые стоят перед скамейками. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны становятся против своих команд на расстоянии 5-6 шагов от них. Местонахождения капитанов очерчивают мелом. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан, получив мяч, бросает его следующему игроку в своей команде. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится рядом с первым. Также поступают и другие играющие. Игра заканчивается тогда, когда все игроки команды будут сидеть и последний игрок поднимает руку с мячом вверх. Та команда, которая раньше закончит переброску мяча, считается победительницей.
Цели игры: тренировка равновесия; развитие координации движений; развитие чувства правильной позы при передвижении.
Необходимые материалы: гимнастическая скамейка
Ход игры
Игроки по очереди 1) проходят по скамейке; 2) пробегают по скамейке; 3) проходят по скамейке с мешочком песка или подушкой на голове. Ведущий следит за смыканием губ и осанкой, отмечает игроков, выполнивших задания правильно.
Цели игры: развитие ловкости, чувства равновесия, умения координировать движения; воспитание упорства, воли к победе, чувства партнера, дружелюбия; развитие мышечной силы.
Необходимые материалы: две кегли.
Ход игры
Игроков разбивают попарно. На полу (площадке) чертят две параллельные линии на расстоянии четырех шагов друг от друга, в середине играющие – соревнующаяся пара – держатся за правые руки, стоя спиной друг другу, лицом к булавам, стоящим за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть «противника» на свою сторону и схватить булаву.
Цели игры: развитие меткости, глазомера, координации движений; воспитание чувства партнера; укрепление мышц пояса верхней конечности.
Необходимые материалы: кегли, кольца.
Ход игры
Игроки становятся друг против друга на расстоянии 2-3 м. Один из них бросает в сторону другого кольца (серсо), этот ловит их (в первое время на руку, а позже на палку). После усвоения этих умений игроки легко справляются с этим легким вариантом игры и охотно в нее играют.
Затем, разделившись на пары, игроки становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м. У одного из них (по договоренности) в руках палка, у другого палка и несколько колец (вначале 2, позже 3-4). Последний надевает на кончик палки кольца и бросает по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца на палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймает большее число колец.
Цели игры: укрепление мышц конечностей и туловища; развитие скорости и координации движений.
Ход игры
Сесть на пол, ноги вытянуть, опереться на ладони за туловищем. Прогибаясь вперед и вверх, подтянуть таз, опираясь на пятки и кисти рук (мостик). Вернуться на исходное положение, встать на четвереньки, пробежать 5 м. Снова встать на мостик и так до конца зала.
Мостик, мостик через речку
Стал мостом через реку,
Это я занял местечко.
Скоро речкой побегу.
Советы взрослым. Игра может стать командной, если будет 6-8 человек. Между командами можно провести соревнования на качество и скорость выполнения.
Цель игры: развитие внимания (умения переключаться), быстроты реакции.
Необходимый материал: скакалка.
Ход игры
Дети идут колонной друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп – подпрыгивают, на сигнал «Раз» – поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Все три сигнала повторяются в ходьбе 5-8 раз. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остается всего 2-3 играющих, все снова становятся в круг. Игра продолжается.
Цели игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции; развитие координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.
Ход игры
Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Затем чертит крути, в них расставляет «елочек». По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей «елочке» укрыться под ней от «мороза». «Мороз» стремится «заморозить» (то есть осалить) «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», он становится «елочкой», а «елочка» – «зайчиком» и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «мороз» не сумеет осалить «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней – «домой», то «мороз» продолжает водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний становится «морозом».
«Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях: 1) когда тот перебегает к «елочке» или 2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик» и, став сама «зайчиком», не выбежала из круга.
Источник