развитие памяти у детей

В возрасте трех-пяти лет очень интенсивно развивается память, так как ребенок начинает задавать очень много вопросов, взамен получая целый поток информации. Память становится центральной функцией, от развития которой зависят другие психические процессы. Ребенок запоминает все легко, не ставя перед собой подобной цели, в процессе слушания сказок, их последующего пересказа, когда рисует или играет. И это естественное желание запоминать нужно поощрять с помощью чтения сказок, игр и упражнений. Предлагаем несколько интересных игр для развития памяти.

Запомни и повтори за мной

Цель: развитие произвольной памяти, внимания, речи, освоение коммуникативных навыков.

Ход игры

Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

День рождения куклы

Цель: развитие памяти, внимания, социальных навыков.

Материал: 4-5 игрушек (животные и люди), кукла, игрушечные столик и стульчики по числу кукол и животных, игрушечный чайный сервиз.

Ход игры

Ведущий сообщает ребенку, что у куклы Оли день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Ребенок должен угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Ведущий показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени. Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество гостей до шести-семи.

Детектив

Цель: развитие памяти.

Материал: 10-12 картинок с изображением по одному предмету на каждой (можно использовать маленькие игрушки).

Ход игры

Ведущий рассказывает детям о детективах и предлагает в них поиграть. Затем он показывает картинки (игрушки) и просит малышей внимательно, как настоящие детективы, посмотреть и запомнить их. Играющие 2-3 минуты рассматривают картинки (игрушки), после чего их убирают. Дети по очереди называют картинки, которые запомнили. Названные картинки выкладывают перед ними. Выигрывает тот «детектив», кто смог назвать последним картинки, не названные другими.

Киноархив

Цель: развитие у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания, обучение культуре запоминания.

Ход игры

Ведущий предлагает вспомнить какой-либо случай из жизни:

«Давай представим себе интересное событие, которое тебе запомнилось. Отвечай на мои вопросы и представляй свои ответы, и ты снова увидишь мысленно то, о чем мы будем говорить». Затем задает ребенку следующие вопросы:

– Когда происходило событие?

– Какое было время года, время суток?

– Кто при этом присутствовал?

– Во что был одет ребенок, взрослый?

– Что они делали?

– Что тебя удивило, заинтересовало?

– Чем все закончилось?

После того как ребенок все это представил себе, попросите его изобразить воссозданную историю на рисунке. Этот рисунок можно использовать, чтобы снова «посмотреть кино» об интересном событии.

Если ребенок не может сразу ответить на все вопросы, не спешите. Допишите ваши «мемуары» в следующий раз. Если есть возможность, то можно вклеить фотографию в дневник развития. Это послужит не только развитию памяти вашего ребенка, но и поможет ему научиться управлять своей памятью, сохранить самые приятные воспоминания из жизни.

Такое упражнение важно еще и в психотерапевтических целях, т.к. приятные воспоминания могут эмоционально поддержать вас и вашего ребенка в будущем в трудную минуту.

Следопыт

Цель: развитие произвольного внимания, памяти ребенка.

Материал: 2-3 легкие игрушки, изображающие животных, комната, детское ружье, шляпа с пером.

Ход игры

Расскажите ребенку о следопытах-охотниках. Предложите ему побыть «следопытом» и отыскать «зверей», которых вы спрячете. Спрячьте какую-нибудь игрушку на глазах у малыша в доступном месте. Теперь выйдите из комнаты и наденьте на ребенка костюм «следопыта» (ружье, шляпу с пером). Спустя некоторое время возвращайтесь в комнату и спросите, куда вы спрятали игрушку. Помнит ли он?

Если ребенок легко справится с заданием, попробуйте спрятать несколько игрушек сразу.

Летописец

Цель: развитие долговременной памяти, мышления.

Материал: пакет с кукурузными палочками, орешки. Ход игры

Расскажите ребенку о летописцах – людях, которые описывали разные события прошлого. Затем попросите, чтобы он постарался вспомнить порядок действий в каком-нибудь деле, которое вы недавно закончили. Например: что мы надевали раньше – кофточку или носки – или куда заходили во время прогулки. За каждый правильный ответ вручайте «жетон» – орешек или кукурузную палочку.

Не настаивайте, если ребенок не может справиться с задачей и теряет терпение. Помогите ему.

Свет, зажгись!

Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

Материал: настольная лампа или торшер.

Ход игры

Скажите: «Свет, зажгись!» – ив этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

Волшебный шарик

Цель: развитие ролевых навыков, долговременной памяти на слова.

Материал: 2 воздушных шарика.

Ход игры

Надуйте два воздушных шарика. Покажите, как они плавают в воздухе. Дайте ребенку в них немного поиграть. Через некоторое время скажите малышу, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите:

Снип, снап, снуре – раз, два и три! Шар заколдован – иди посмотри!

«Прилепите» шарик к стене или еще к чему-нибудь, но так, чтобы малыш мог его достать. Повторите стишок, позволив ребенку самому «приклеить» шарик к стене. Затем пусть малыш повторит «заклинание» и сам прилепит шарик.

Дети играют в эту игру с особым восторгом.

Найди цветную цифру

Цель: научить ребенка узнавать цифры; развитие долговременной памяти; координация мелких движений руки.

Материал: 10 цветных мелков, доска или плотный картон темного цвета.

Ход игры

Крупным шрифтом ведущий пишет на доске числа от 0 до 9 разноцветными мелками так, чтобы каждой цифре соответствовал мелок своего цвета. Затем ведущий берет руку ребенка и обводит ею цифры, предлагая ему называть цифры вместе с ним. Теперь пусть ребенок попробует сделать это сам: ведущий называет цифру, а ребенок находит ее и обводит.

Если малыш будет делать это медленно, называйте цифры так же медленно. Если же ребенок обводит цифры быстро, то и ведущий говорит быстро. Когда ребенок легко справится с заданием, игру можно усложнить и писать буквы алфавита.

«Моя семья»

Цель: научить ребенка навыкам наблюдения; развитие долговременной памяти; знакомство ребенка с родственниками, осознание им своей принадлежности к семье, возрастных отношений.

Материал: 5-6 фотографий родственников.

Ход игры

Родитель показывает фотографии родственников и называет каждого, кто на них изображен. Например: папа, бабушка, тетя, сестра и т.д. Затем он раскладывает фотографии на столе и просит ребенка найти фотографии мамы, папы и т.д.

Далее он берет фотографию и спрашивает: «Кто это?» Что бы ребенок ни отвечал, нужно обязательно добиться правильного ответа.

Когда ребенок запомнит фотографии, расскажите, кто из родственников кем работает, и о других их отличительных чертах.

Источник


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 комментария к “Игры для развития памяти

  1. Спасибо автору за столько интересных упражнений по развитию памяти дошкольника. Наша память — это то, что нуждается в регулярной тренировке вне зависимости от возраста.
    А игры сами по себе — еще один из способов взаимодействия Вас и малыша, один из способов лучше узнать друг друга.

  2. Спасибо, очень занимательные игры! Моей дочке особенно понравилась с воздушным шариком. Почему я сама раньше до этого не додумалась?) Хорошо, что нашла ваш сайт. Спасибо за идею.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>