Мышление ребенка трех лет еще остается наглядно-действенным: ребенок решает задачу, непосредственно действуя с предметами. К четырем годам мышление ребенка становится уже наглядно-образным, то есть малыш может решать некоторые задачи не только практически, но и в уме. В пятилетнем возрасте ребенок интересуется не только предметами, но и тем, как эти предметы взаимодействуют друг с другом. Чтобы развитие мышления было более продуктивным, нужно создать такую среду, в которой ребенок мог бы взаимодействовать с большим количеством разнообразных предметов. Предлагаем вашему вниманию игры для детей 3-5 лет, способствующие развитию мышления.
Цель: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания; освоение малышом слов-антонимов.
Ход игры
Ведущий говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» – надо идти, как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.
На освоение слов тяжелый – легкий ведущий выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как – тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» – как тяжелую.
Аналогично строится упражнение быстро – медленно и т. д.
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.
Ход игры
Ведущий предлагает детям «пойти в лес» – дети идут по залу. Ведущий рассказывает: «В лесу стоят высокие ели – встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги выпрямлены) и раздвигают руки – «ветви» – слегка в сторону, ладонями вперед.
«Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – елки, они пониже, но такие же стройные». Затем ведущий предлагает детям встать, как елки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.
«Пойдем, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они, совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные. Ведущий просит детей «стать маленькими елочками». Дети садятся на корточки, держат голову прямо, спина выпрямлена, ладони слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз.
После того как дети освоят движения, ведущий предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела [ели, елки, елочки). Самые внимательные получают жетоны.
Цель: развитие координации движений мышц пальцев и кистей рук; тренировка зрительного анализатора; координация зрительного и двигательного анализаторов; овладение понятиями больше – меньше.
Материал: мячи разного размера (диаметром 20 и 10 см), 2 коробки.
Ход игры
Ребенок стоит перед двумя коробками, в одной из которых лежат большие мячи, в другой – маленькие. Ведущий дает ему подержать большой и маленький мячи, поднять их, сравнить по весу, размеру.
Затем ведущий просит принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном; если ошибся и принес маленький мяч вместо большого, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большой и маленький мячи, одновременно называя: «Большой мяч», «Маленький мяч».
Если ребенок смог принести мяч правильно, то задача усложняется: ведущий перемешивает мячи в одной коробке и снова просит принести какой-либо мяч.
Цель: обучение различению предметов по форме; развитие координации движений мышц пальцев рук.
Материал: 5 кругов и 5 квадратов, 2 разноцветные коробки.
Ход игры
Ведущий знакомит ребенка с кругом, квадратом. Просит его подержать в руках круг и квадрат, закрыть глаза и обвести их по контуру, найти в них отличия.
После этого ведущий показывает квадрат и кладет его в коробку одного цвета, а круг – в коробку другого цвета. Затем спрашивает: «Где у нас лежит квадрат? Куда мы его положили?»
Наложив круг на круг, ведущий показывает и поясняет, что эти фигуры одинаковые. Начиная с третьей пары, к группировке предметов по форме привлекают ребенка. Ведущий показывает ребенку, что в одной стороне коробки лежат круги, а в другой – квадраты, и предлагает ему из общей коробки достать и разложить квадраты к квадратам, а круги – к кругам.
Для контроля за правильностью группировки предметов ребенка просят наложить фигуру на предмет соответствующей группировки.
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.
Материал: несколько флажков и жетонов разного цвета.
Ход игры
Ведущий разбивает играющих на число групп, соответствующее числу флажков. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с флажками своего цвета. После слов ведущего «Идите гулять!» дети расходятся по площадке (комнате). По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того флажка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.
Цель: научить ребенка по ряду признаков определять предмет, развивать внимание, творческое воображение.
Ход игры
Ведущий читает загадки. Дети их отгадывают. Ведущий обращает внимание на выделенные в загадке свойства предметов. Затем просит ребенка придумать свою загадку о том же предмете.
Следует поощрять любую попытку ребенка самому сочинить загадку, пусть даже самую простую, т.к. для детей четырех-пяти лет это задание достаточно сложное.
Загадки
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Но лисице на зубок
Все ж попался… (колобок).
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок –
Покатился… (колобок).
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Вот подсказка вам, друзья:
Его девочка Мальвина
Называла… (Буратино).
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
Источник