формирование самооценки

В формировании здоровой личности ребенка большую роль играют уровень притязаний и самооценка. Эти показатели выдвигаются на первый план в подготовительной к школе группе. Специалисты указывают, что малыш не появляется на свет со сформированной самооценкой. Отношение к самому себе складывается в воспитательном процессе, которым руководят семья и дошкольное учреждение. И именно от их согласованных действий зависит, насколько адекватно ребенок будет воспринимать себя.

Завышенная самооценка

Формирование адекватной самооценки, впрочем, как и любой другой характеристики дошкольников, лучше всего воплощать в игре. Как известно, дошкольники с завышенной самооценкой некритичны к собственным неуспехам, зато малейшие неудачи сверстников обсмеивают с большой охотой. При работе с такими детьми хорошо зарекомендовали себя игры с карточками-фиксаторами. За каждую удачную попытку (например, бросать мяч в корзинку) участники получают фишку или карточку. По окончании игры карточки подсчитываются: победил тот, кто собрал большее число карточек. Их использование позволяет дошкольнику увидеть наглядно результаты своей деятельности. Взрослый же в игре на собственном примере показывает правильное отношение к победам и поражениям, показывая связь между результатом и затраченными на его получение стараниями.

На первых порах взрослому следует в половине случаев давать выигрывать ребенку, чтобы тот мог понять, что даже отрицательный результат может восприниматься как дополнительная мотивация к достижению успеха. Таким образом ребенок учит прислушиваться к оценкам других людей, реагировать адекватно даже на негативные, а следовательно у него начинает формироваться самокритичность.

Для формирования целеустремленности ребенку необходимо осознать, что успех человека зависит от его старания и тренировок. Поэтому на данном этапе воспитатель может побеждать чаще, ведь ребенок начинает осознавать, что в проигрыше нет абсолютно ничего стыдного или трагического. Значит, малыш в следующий раз будет прилагать уже гораздо больше усилий, то есть поступать так, как дети с адекватным уровнем самооценки.

Заниженная самооценка

Дети с низкой самооценкой также нуждаются в коррекции. Такие дошкольники часто стеснительны, робки, неуверенны в себе и не самостоятельны. В работе с таким ребенком педагог должен акцентировать его внимание даже на малейшем успехе, хвалить даже за малейшее достижение. В совместной игре взрослому (путем проигрыша) нужно дать неуверенному малышу возможность пережить ситуацию победы, которой зачастую он лишен в группе сверстников. На каждый успех ребенка следует обращать внимание других детей, привлекая их к положительной оценке его работ. Это способствует повышению статуса дошкольника в группе. С этой же целью ребенка нужно включать в игры сверстников, давать как можно чаще поручения, а затем и главные роли в утренниках и спектаклях.

В работе с детьми как с завышенной, так и заниженной самооценкой важна согласованность действий педагогов и родителей. Не будет устойчивого результата, если в дошкольном учреждении воспитатели будут повышать самооценку малыша, а в семье эти усилия, в силу отсутствия необходимых знаний, будут сводиться к нулю.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий к “Формирование адекватной самооценки

  1. Работаю учительницей младших классов. Иногда наблюдая за детьми вижу что дети с заниженной самооценкой часто невнимательны на уроках. Буду на внекласных занятиях пробовать игру с карточками . Возможно поможет. Вернее я думаю что точно поможет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>