Для того, чтобы проблемы воспитания и развития ребенка решались как можно более эффективно, родителям нужно четко понимать, что именно их малыш должен уметь и знать на каждом возрастном этапе. В этой статье описываются нормативные показатели речевого развития детей от трех до семи лет. Как мы знаем, именно в дошкольном возрасте речь выходит на первый план, становясь тем самым локомотивом, который тянет за собой все другие психические процессы. Расширяются контакты ребенка со сверстниками и взрослыми, в которых речь также играет очень важную роль. Также напоминаем, что дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, и должны быть обязательно проконсультированы детским психологом и логопедом.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.