альфа-комплекс

Что же такое альфа-комплекс, спросите вы? У этого явления множество лиц, утверждает доктор философии Гордон Нейфельд. Например, некоторые альфа-дети выражают себя через доминирование, властвование, взваливание на себя ответственность. Наиболее комфортно они чувствуют себя, когда раздают другим приказы.

Другие же альфа-дети, похожие на курицу-наседку, стремятся позаботиться о других, особенно если они слабые и не могут постоять за себя сами. Также еще одним проявлением альфа-комплекса явлется желание быть первым или лучшим везде и всюду.

Ну и есть такие дети, которые изо всех сил хотят установить господство, показать свою власть через эксплуатацию слабостей и уязвимостей у других детей и взрослых.

Таким образом, хотя проявления альфа-комплекса разнообразны и многочисленны, в их основе, по сути, лежат базовые инстинкты, которые доктор Нейфельд называет альфа-инстинктами.

Откуда берется альфа-комплекс?

Формирование альфа-комплекса специалист рассматривает через призму «теории привязанности», в которой основным понятием и задачей является забота. Все инстинкты привязанности в данной теории вполне возможно разделить на взаимодополняющие части: альфа-режим и режим зависимости.

Задача альфа-инстинктов – забота и уход за другим человеком. Задача же инстинктов зависимости – найти более сильного и быть готовым к тому, чтобы эту заботу принять. Одна группа инстинктов являет собой ответ на другую группу. Например, «поставщик» заботы реализует себя через зависимость от него другого человека, а «искатель» выражает свое «Я» через заботу о нем другого лица.

Понять эту непростую схему можно на примере пары близнецов. Несмотря на практически полную идентичность (возраст, генетическое сходство, социальная среда), природа должна вызвать в одном близнеце альфа-инстинкты и инстинкты зависимости в другом ребенке. Взаимодополняя друг друга, один близнец воспитает в себе альфа-личность, а другой станет зависимым от него. Скорее всего, эти особенности личности сохранятся у детей всю оставшуюся жизнь.

Идеальные отношения, или отношения равных, предполагает взаимозависимость, а не подчиненность одного другому. То есть, потребности одного человека включают альфа-инстинкты у другого и наоборот. Альфа- и инстинкты зависимости немонолитны и во многом зависят от определенных обстоятельств.

Проблемы альфа-комплекса

Существуют три основные проблемы, которые могут возникнуть с формированием альфа-инстинктов. Во-первых, эти инстинкты могут привести к развитию альфа-комплекса. В таком случае альфа-инстинкты становятся характеристикой не обстоятельств, вызванных эти инстинктами, а уже устойчивой чертой характера.

А значит, мы получаем таких детей, которые склонны чаще отдавать приказы, чем выполнять их, брать инициативу целиком и полностью на себя, чем делиться полномочиями, быть лидером, чем ведомым. И в то же время такие дети могут быть заботливыми, особенно с теми, кто кажется им слабым или требующим их помощи.

Вторая проблема возникает, когда эти альфа-инстинкты активизируются вне контекста заботы или привязанности. В таком случае они перестают выполнять свое предназначение – заботиться о других людях. В сфере социальных отношений это будет означать, что такие дети будут взаимодействовать со многими людьми, особо ни к кому не привязываясь.

Альфа-комплекс в их случае будет проявляться в самолюбовании и нарциссизме: им нужно всегда выигрывать, быть лучше всех, знать обо всем, что происходит вокруг. То есть, альфа-инстинкты используются не для того, чтобы заботиться о других, а предназначены для заботы о себе любимом.

Третья проблема возникает тогда, когда ребенок или взрослый с альфа-комплексом защищен от проявления чувства заботы или привязанности. В этом случае его альфа-инстинкты становятся извращенными. Нет, они еще возникают при обнаружении у других признаков слабости или уязвимости, но уже не с благородной целью заботы, а с корыстным желанием использовать их в своих целях. Например, для установления господства и усиления власти. Это один из признаков развития хулигана.

Признаки подобного поведения сводятся к избеганию обсуждения того, что их беспокоит, кажущемуся или явному безразличию по отношению к себе или другим («мне все равно», «как скажете» и т. д.), а также неделанию говорить о чувствах (страх, боль, тоска).

Воспитание альфа-ребенка

К чему же может привести попытки воспитания альфа-ребенка? Альфа-инстинкты могут стать ощутимым препятствием в детско-родительских отношениях. Ведь чаще всего альфа-дети мало восприимчивы к опеке и заботе. Также они характеризуются более высоким уровнем тревожности со всеми сопутствующими проблемами. Например, всевозможные страхи и трудности с концентрацией внимания.

Довольно часто альфа-дети считают, что их желания не соответствуют их возможностям, отсюда высокие требования или даже агрессивность. Кроме того, проблемы в воспитании возможны из-за того, что такие дети активно сопротивляются приказам и даже советам со стороны родителей именно в тех сферах, где они наиболее нуждаются в помощи.

Что же делать в подобной ситуации? Гордон Нейфельд считает ключом к воспитанию альфа-детей правильно выстроенные отношения. Дети не только должны быть привязаны к родителям, но и привязаны к ним правильно (!), то есть зависеть от родителей, нуждаться в них и, что очень важно, уметь принимать эту самую зависимость.

Возможно, кому-то слово «зависимость» может показаться не совсем правильным, можете заменить его на «привязанность» или «любовь». Взрослым нужно понять, как научить детей доверять им и зависеть от них (в хорошем смысле слова). Сделав это, можно воспитать у альфа-детей не только желание командовать, но искреннее желание заботиться о других.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>