Если ребенок выходит из-под контроля

Вы обеспокоены тем, что ваш ребенок «выходит из-под контроля», когда он ведет себя агрессивно, перебивает других, хватает вещи, с трудом переключается или просто делает те вещи, которые вы просили его не делать? Чтобы понять и помочь ребенку (и себе), вы сначала должны научить его самоконтролю.

Многие родители обеспокоены тем, что у их детей отсутствует самоконтроль и, наоборот, присутствует импульсивность, особенно когда дети знают правила поведения и последствия от их нарушений. Зачастую проблема заключается в том, что детям просто не хватает навыков, чтобы управлять сильными эмоциями. Дети начинают развивать эти навыки в возрасте от двух до пяти лет, но еще не умеют управлять эмоциями, потому что их «рациональный мозг», который позволяет планировать, предвидеть и учитывать поступки других людей, еще не полностью развит. Для большинства детей этого возраста самоконтроля не существует, или, в лучшем случае, он ограничен, и понадобятся годы, чтобы освоить этот навык. Фактически детский самоконтроль проявит себя лишь тогда, когда им исполнится семь лет.

Темперамент ребенка, его врожденный способ реагировать на происходящее также могут сделать его более импульсивным, чем другие дети. Для того, чтобы научиться самоконтролю, ребенку-холерику может потребоваться совсем другая помощь, чем ребенку-флегматику.

Есть серьезная причина, чтобы развивать у ребенка навыки самоконтроля. Исследования показали, что дети с более высоким уровнем контроля за эмоциями лучше учатся, имеют богатый словарный запас и получают более высокие оценки по математике и русскому языку. Также специалисты выяснили, что самоконтроль не статичен, и может, как и мышечная масса, развиваться в результате упражнений. Предлагаем пять советов, чтобы помочь вашему ребенку, который вышел из-под контроля, развить навыки самообладания и, в какой-то степени, хладнокровия.

Учим детей навыкам контроля и самоконтроля

Признайте и посочувствуйте

Просто признайте, что во многих случаях отсутствие самоконтроля связано с возрастом ребенка и посочувствуйте или утвердите его чувства. Когда ваш ребенок расстроен – возможно, он весело проводит время в парке и не хочет уходить – начните с того, что понимаете его желание. Попробуйте просто сказать: «Да, это сложно пойти домой из парка» или «По-моему, ты хочешь остаться в парке». Важно подключиться к эмоциям ребенку и принять его чувства, прежде чем сказать или сделать что-нибудь еще.

Тренируйте эмоции

Тренируйте эмоции или подход к решению проблемы со своим ребенком, когда есть та эмоция или особенность поведения, с которыми вы часто имеете дело. Исследования показали, что при тренировке эмоций дети быстрее справляются со стрессовыми ситуациями, имеют меньше отрицательных эмоций и развивают навыки, необходимые для самоконтроля.

Для того, чтобы тренировать эмоции, вы должны сопереживать, помогать ребенку понять, чего он на самом деле хотел, признать его чувства и потребности, устанавливая границы разрешенного поведения, и провести его через мозговой штурм для нахождения решения проблемы.

Дайте отдохнуть ребенку

Все люди имеют ограниченные объемы самоконтроля. И мы используем энергию, необходимую для самообладания, в течение дня. Если мы продолжим просить, чтобы дети многократно выполняли задания или просьбы без перерыва, то они станут все менее и менее успешными. Если домашнее задание и работа по дому должны быть сделаны в срок, помните, что небольшие перерывы для игры помогут вашему ребенку пополнить энергию, чтобы двигаться дальше. Когда перерывы станут частью ежедневного ритуала, дети будут более успешными при выполнении того, чего вы от них требуете.

Играйте в игры

Играйте со своими детьми в такие игры, которые требуют соблюдения правил. «Съедобно-несъедобное», «Да и Нет не говорить!», «Вы поедете на бал?» требуют от детей самоконтроля. Еще одна замечательная игра – «Море волнуется раз». После игровой считалки водящий долен обойти всех игроков и осмотреть получившиеся фигуры. Кто первый пошевелится, тот либо становится ведущим, либо, наоборот, выбывает из игры. Также исследования показывают, что игры на запоминание тоже могут улучшить самоконтроль ребенка.

Следите за собой

Помните, что ваши дети не будут делать то, о чем вы говорите, они будут делать то, что делаете вы. Интересно, что одной из областей, в которой взрослые, как правило, имеют ограниченный самоконтроль, является использование средств массовой информации или гаджетов. Ограничьте собственное использование телефонов или компьютеров, или просто удалите с мобильного устройства выход в социальные сети, чтобы не проверять их без необходимости. Целью является не просто ограничение времени сидения в Интернете, а проверка электронной почты или наличие сообщений намеренно, а не импульсивно. Это становится особенно важным, когда ваш ребенок становится старше и получает доступ к собственным гаджетам.

Также помните о том, что ваша реакция на гнев, раздражение и разочарование повлияет на то, как ваш ребенок будет реагировать на такие же сильные эмоции. Самоуспокоение – это важный навык, который легко можно применить, говоря что-то вроде «Пусть я опоздала на автобус, я просто досчитаю до десяти, а потом подожду следующий». Моделирование подобной ситуации и самоуспокоение – все это поможет ребенку сделать то же самое, когда у него возникнут собственные сильные эмоции и переживания.

Увеличение самоконтроля будет происходить с взрослением ребенка. Однако родители могут помочь ему развивать эти навыки и черты характера. Попробуйте сначала признать, что у ребенка есть подобная проблема, а уже затем выбрать одну или две идеи из списка выше, чтобы попробовать и проверить, как будут развиваться события у вас дома.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>