Эмоциональное развитие дошкольника

Уже в возрасте трех или четырех лет ребенок – самостоятельная личность. Он имеет четко выраженные симпатии и антипатии, а его личность развивается с каждым днем. Он использует больше слов, чтобы выразить свои эмоции, а значит, взрослых ждет меньше истерик. Его настроение все еще может меняться мгновенно, но он, с большой вероятностью, скажет о своих чувствах, чем закатит очередную истерику.

Эмоциональное развитие: 3-4 года

Хотя 3-летний малыш уже начинает понимать те чувства, которые он испытывает, он по-прежнему слабо их контролирует. Если он находит что-то смешным, то будет громко смеяться. Если что-то заставляет его грустить, то он зальется слезами.

В этом возрасте у ребенка еще не развит самоконтроль, поэтому он чаще всего действует, исходя из сиюминутных желаний. Например, он может выхватить игрушку у другого ребенка, если захочет поиграть с ней, или может заплакать, потому что приходится ждать до обеда, а он хочет перекусить прямо сейчас. Отсроченное удовольствие для него ничего не значит, он хочет все и прямо сейчас.

Трех- и 4-летние дети могут использовать удары, укусы или толчки как способ решения конфликтов. Они просто не понимают разницу между уместным и неуместным поведением. Работа взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка правильным и неправильным способам выражения эмоций и решения проблем с другими людьми.

Когда ребенок становится старше, он начинает видеть связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Устроенная истерика может привести к стоянию в углу или лишению любимой игрушки. Эти последствия помогают дошкольникам понять, что истерика не является приемлемым способом выражения эмоций.

Четырехлетний малыш также превращается в настоящего комика. У него развивается чувство юмора, он любит розыгрыши и смешить людей. Не удивляйтесь, если услышите, как он называет своего друга обидным словом и сам же смеется над своей шуткой.

В возрасте четырех лет также начинает проявляться эмпатия. Дошкольники начинают понимать, что у других людей тоже есть чувства. Поэтому они могут обнять друга, когда тот чувствует себя грустно или ему больно.

Эмоциональное развитие: 5 лет

К пяти годам у ребенка происходит рывок в эмоциональном развитии. Ему уже гораздо проще регулировать свои эмоции и рассказывать о своих чувствах. Он также лучше контролирует свое поведение. Ребенок терпеливо ждет своей очереди, а также спрашивает, прежде чем взять что-то чужое.

Когда 5-летний ребенок приходит в ярость, то он, вероятнее всего, выразит свой гнев словами, а не кулаками или истерикой. Однако малыш может использовать нецензурные слова и обзывания, когда сердится или расстроен.

Примерно в этом возрасте ребенок может начать проявлять интерес к вопросам сексуальности. Он может задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Малыш очарован своим телом, может играть или прикасаться к своим половым органам. Все это нормально, но важно дать понять пятилетнему малышу, что это в то же время и не уместно.

Дошкольники и фантазия

Примерно в возрасте трех лет у детей начинает развиваться живое воображение. Ребенок начинает проводить много времени в собственном выдуманном мире. У его кукол и игрушечных животных есть имена и собственная жизненная история. Также малыш может общаться с воображаемым другом. Родители иногда беспокоятся, что воображаемый друг – это признак одиночества или изоляции, но на самом деле это противоположность самого ребенка. Дети используют этот тип воображения, чтобы научиться взаимодействовать с реальными друзьями. Это практика для взрослого мира. В том возрасте, когда у ребенка еще мало контроля над своей жизнью, его воображаемый мир – это его собственное творение, которым малыш руководит.

Примерно в это же время у дошкольника может развиться страх перед монстром, который живет под кроватью. Этот тип страхов достаточно серьезный, чтобы не смеяться над ним. Лучшее, что вы можете сделать, это успокоить вашего ребенка, что он в безопасности и никто не собирается причинить ему вред.

С возрастом воображение по-прежнему будет важной частью жизни дошкольника, но он будет лучше понимать разницу между фантазией и реальность.

Ваш независимый дошкольник

Чем старше дошкольник, тем больше он будет жаждать независимости. Это может показаться противоречием, но лучший способ развить у ребенка самостоятельность и уверенность в себе – это поддерживать его жизнь достаточно структурированной. Дайте ему выбор, но не анархию. Позвольте ему выбрать между двумя нарядами или между бутербродом или макаронами на обед. Возможность выбора в строго определенных рамках поможет повысить его уверенность в себе, сообщая в то же время, что он в безопасности.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>