Giving your child the best start in life

  • First Floor, 10A Chandos Street London New Town W1G 9LE

Get In Touch

Блог

Домашнее задание: кто и как его должен делать?

Что такое домашнее задание? Всего два слова, которое заставляет съеживаться и детей, и взрослых. Одна из наиболее распространенных жалоб, исходящих от родителей школьников, — частые домашние задания просто-напросто сводят их с ума.

Неужели это настолько большая проблема? Мы сами прошли через школьные коридоры, никогда не жаловались на домашние задания, без каких-либо претензий выполняли их и просили еще и еще. Правда? Конечно, нет.

Если вы походили на обычного ребенка, то и у вас были дни, когда вы стонали из-за того, что нужно делать домашнее задание. У вас были дни, когда вы на огромной скорости выполняли все заданное учителем, чтобы поскорее вернуться к любимой игре, почитать интересную книгу (а не учебник) или побежать на улицу к друзьям. Возможно, были дни, когда вы говорили своим родителям, что вам ничего не задали на дом, или вы забыли дневник с заданиями в школе.

Начните с сочувствия и понимания

Таким образом, вопрос состоит не в том, почему наши дети откладывают, жалуются или делают домашнее задание спустя рукава. Вопрос в том, почему мы думаем, что наши дети так сильно отличаются от нас.

Сочувствие – одно из главных характеристик, которая необходима в процессе воспитания. Прежде чем вставать на трибуну и читать с нее лекции о ценности домашних заданий, задумайтесь на минутку и встаньте на место своего ребенка. Вспомните себя в его возрасте: как было трудно в школе, а еще труднее, когда дома нужно было продолжать учиться. Хотя, даже и не стоит возвращаться в такое далекое прошлое.

Возьмите любой будничный день, когда вы работаете, а потом вас еще ждет ужин для всей семьи, стирка-уборка-глажка и проверка выполнения домашнего задания. Наверняка вы бы хотели просто отдохнуть, встретиться с друзьями или поиграть с детьми. Но домашние хлопоты все так же ждут вас.

Теперь, когда мы имеем сочувствие и понимание того, как наши дети чувствуют себя при мысли о домашних заданиях, давайте посмотрим, как мы можем освободить себя и своих детей от столкновений, которые часто возникают вокруг этого вопроса.

Домашнее задание: чье оно?

Домашнее задание – это домашняя работа ваших детей. Домашнее задание является договоренностью между учеником и учителем. Да, задания приносятся домой и порой требуют больше усилий от родителей, чем от детей. И часто на них тратятся гораздо больше усилий, чем планируется с первого взгляда. Что же мы можем сделать? Позволить ребенку самому планировать выполнение домашних заданий и, соответственно, выполнять их.

Много ненужной борьбы происходит вокруг домашних заданий из-за заблуждения, что мы, как родители, ответственны за все вокруг. Наверное, мы в глубине души думаем, что если прекратим ныть, стоять над ребенком каждую секунду, то домашнее задание никогда не будет сделано, а наши дети обязательно останутся на второй год, не станут грамотными людьми, не поступят в университет и, в конце концов, смогут стать только дворниками.

Управление собственными эмоциями

Правда, наши страхи являются совершенно нормальными. Мы хотим, чтобы наши дети получили все возможное от жизни. Мы хотим, чтобы они обучились, выросли и нашли свое главное увлечение в жизни. Мы хотим, чтобы они познали ценность тяжелой работы. И, еще, даже спустя много лет, прошедших с последнего звонка, мы до сих пор живем в страхе быть вызванным в кабинет директора. Вот где мы застряли. Мы считаем, что только через наше нытье и давление дети смогут чему-то научиться.

Давайте спросим себя: как мы выучили эти важные жизненные уроки и навыки? Через лекции и борьбу за власть? Возможно, и через то, и через другое. Но, возможно, мы научились всему не благодаря им, а вопреки. Дети часто боятся всего нового, а нам нужно сделать так, чтобы она доверяли нам и не боялись пробовать.

Мы должны верить, что они извлекут важные жизненные уроки и без нашего давления. Мы должны верить, что они смогут научиться на своих ошибках, если мы дадим им возможность пытаться и пробовать. И мы должны верить, что они будут на высоте, если мы им дадим нужные инструменты в руки, а не станем работать за них.

Создайте план

Вот один из вариантов, как можно сотрудничать с ребенком, чтобы домашние задания не превратились в кошмар.

  1. В начале каждого учебного года обсудите с ребенком и придите к соглашению, когда будет делаться домашнее задание (в какое время суток), где оно будет делаться (на кухонном столе, в комнате ребенка, в вашей комнате), что нужно ребенку, чтобы сделать домашнее задание (помощь от вас, наточенные карандаши, информация из книг или Интернета и т. д.). Выполняйте этот план несколько недель, а затем проверьте его и внесите коррективы, если это необходимо.
  2. Если ребенок еще маленький, то, возможно, ему понадобится напоминание, что и когда нужно делать, однако не стоит недооценивать самоконтроль даже старшего дошкольника или младшего школьника. Возможно, вам даже придется один раз разрешить сделать ребенку домашнее задание утром, как говорится, на коленке, чтобы он понял, как нужно лучше планировать свою деятельность, чтобы добиться наилучшего результата.
  3. Со взрослыми детьми разработка плана займет гораздо меньше времени, однако важно, чтобы вы обсудили этот вопрос вместе. В процессе обсуждения вы можете внести важные замечания. Например, если вы хотите, чтобы домашнее задание было выполнено до времени просмотра телевизора или игры в компьютере, то внесите это правило в соглашение с ребенком с самого начала.

Учимся на собственных ошибках

Мы уже говорили об этом, но еще раз подчеркнем. Домашнее задание – это самостоятельная работа вашего ребенка. Это то, что учитель попросил выполнить их дома.

Младшим детям будет нужно больше напоминаний, чтобы выполнить их задания. Надежда состоит в том, что, если мы помогаем детям создать план в первые годы учебы, к тому времени, когда они пойдут в третий или четвертый класс, то домашние задания будут находиться полностью в их руках. Если же ребенок не заканчивает домашнее задание или не возвращает его в срок, положитесь на то, что за этим будет следить еще и учитель.

На самом деле, вред от ежедневной борьбы за выполнение домашних заданий гораздо больше, чем от ответственности перед учителем. Если вы боитесь, что учитель поставит вашему ребенку плохую оценку за то, что тот не сделал самостоятельно все в срок и пытаетесь выполнить домашнее задание за ребенка, подумайте, что затем он пойдет учиться в университет, а потом у него будет его собственная карьера. Возможно, ребенку нужно дать шанс научиться на своих собственных ошибках и плохих оценках, чтобы у него появилось желание учиться и получать «отлично» за хорошее выполнение собственных домашних заданий.

Беря на себя ответственность за домашнее задание своего ребенка, вы отнимаете у него способность к развитию самостоятельности и дисциплины. Если вместо этого вы показываете сочувствие и понимание, отпускаете свои страхи, верите в способность ребенка самому справиться с последствиями его действий, то вы даете ему возможность не просто получать хорошие оценки, но и развивать те навыки, которые нужны для процветания.

Советы для выполнения плана

  1. Если вы договорились, что домашние задания происходит в определенное время, убедитесь, что это время у ребенка есть. Если вам нужно что-то запланировать на эти часы, то спросите у ребенка.
  2. Следуйте принципу презумпции невиновности. То есть предполагайте, что ребенок будет придерживаться соглашения. Не следует чересчур контролировать его.
  3. Минимизируйте отвлекающие факторы. Если есть младшие дети, то постарайтесь их чем-нибудь занять.
  4. Если установленное время прошло, а ребенок еще не приступил к домашнему заданию, то постарайтесь поговорить с ним спокойно и напомнить о вашем соглашении.

Редакция

Your email address will not be published. Required fields are marked *