Путь к успеху вымощен не только нашими делами, но и нашим мышлением. Наверняка, вы думаете, что лучше сосредоточиться на том, что ваш ребенок умеет делать хорошо, и помочь ему развить эти навыки. Это может быть полезно, однако если вы хотите, чтобы ваш ребенок по-настоящему добился успеха в чем-либо, то здесь потребуется правильное мышление.
Исследователи считают, что нужно сделать выбор между двумя типами мышления: гибким/динамичным и статичным/фиксированным, а также говорят, что наибольший потенциал может быть в полной мере раскрыт при динамичном типе мышления.
Давайте посмотрим, чем отличаются эти два типа мышления и как можно перенастроить мировоззрение наших детей.
Исследователи считают, что большинство людей обладают именно фиксированным (статичным) типом мышления, даже не подозревая об этом. Однако это не означает, что мы не может измениться и провести работу над развитием динамичного типа мышления у себя и своего ребенка.
Давайте рассмотрим несколько простых методов, которые способствуют развитию динамичного мышления.
Сообщение, которое мы посылаем в ответ на усилия наших детей, может оказать большое влияние на вероятность успеха. Вопреки распространенному мнению, одобрение – это не похвала. Это подтверждение без суждения или критики.
Похвала сосредотачивается на том, что является естественными талантами или чертами детей. Чаще всего она выглядит так: «Так хорошо, что ты такой умный», «Ничего себе, как ты высоко умеешь прыгать!» и т. д.
Одобрение же вместо этого обращает внимание на сам процесс или усилия ребенка: «Ты хорошо справляешься с трудными задачами», «Видишь, как у тебя улучшился почерк после упорных занятий?»
Фокусировка энергии и внимания на усилии или процессе скорее приведет ребенка к успеху.
Мы уже говорили о том, что ошибки – это возможность для обучения. Наша реакция на провалы детей, их неудачи и проблемы становится одним из ключевых факторов их успехов в будущем.
Правильные реакции на неудачи выглядят так: «Ты расстроился из-за сочинения? Что нужно сделать, чтобы написать его лучше?», «Ты расстроился, потому что не успеваешь все сделать вовремя? Как я могу тебе помочь?».
Подобные реакции – прекрасная возможность учить детей, чтобы те предлагали свои собственные решения или просили вашей помощи, чтобы разрешить сложную проблему.
Даже став взрослыми, мы по-прежнему учимся, развиваемся и делаем ошибки. Крайне важно, чтобы мы делились своими успехами или неудачами с нашими детьми, рассказывали, как мы преодолевали проблемы. Дети любят слушать истории о детстве своих родителей. Поделитесь историями об аналогичных проблемах, с которыми вы столкнулись, будучи ребенком.
Это может выглядеть так: «Знаешь, когда я была маленькой, то не могла запомнить таблицу умножения. Но моя мама подсказала мне (тут идет ваш вариант). После чего я выучила таблицу умножения уже к Новому году!».
Или: «Я тоже не могла играть в шахматы. Но стала ходить в шахматный клуб несколько раз в неделю и просила тренера посоветовать, как мне научиться играть лучше всех. У тебя тоже получится научиться играть в шахматы».
С динамичным мышлением мы не рождаемся, однако с помощью практики мы можем научить своих детей мыслить открыто и не бояться критики и возможных ошибок.