Детская агрессия

Родители часто говорят: «Мой ребенок постоянно капризничает, дерется и ломает игрушки», «Мой ребенок часто истерит». Воспитатели также замечают, что дошколята проявляют во взаимоотношениях как со взрослыми, так и сверстниками агрессию и вспыльчивость.

Прежде, чем понять причины такого негативного поведения, нам нужно разграничить определения «вспыльчивости» и «агрессивности».

Вспыльчивостьэто ситуативное проявление бурного эмоционального реагирования, связанное с накоплением напряжения и необходимости его разрядки. Вспыльчивый малыш может по любому, даже незначительному, с нашей точки зрения, поводу заплакать, разозлиться, накричать, но проявлений агрессии мы не наблюдаем. Как указывают исследователи, основными причинами детской вспыльчивости являются холерический тип темперамента у ребенка и неправильные методы воспитания, не учитывающие особенности нервной системы ребенка. Без соответствующей психологической поддержки вспыльчивый ребенок вполне может стать агрессивным.

Агрессию понимают как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Конечно, разные формы агрессивности свойственны большинству дошкольникам: все дети дерутся, обзываются и ссорятся, но в процессе целенаправленного воспитания агрессивные проявления уходят на второй план, уступая место просоциальному поведению. И все же у некоторых дошколят агрессивное поведение усиливается, превращаясь в личностное качество.

Особенности агрессивных детей

У большинства детей периодически наблюдаются те или иные формы агрессивного поведения. Однако у некоторых из них склонность к агрессии проявляется более выражено, во-первых, в частоте агрессивных действий против сверстников, во-вторых, в преобладании физической агрессии и, в-третьих, во враждебности, направленной на причинение физической боли или страдания.

Агрессоры бывают разными

По статусу в группе, психологическим особенностям и по частоте агрессивных поступков агрессивных детей можно разделить на три группы.

В первую группу можно отнести дошкольников, использующих агрессию для привлечения внимания сверстников. Иногда подобных «агрессоров» сравнивают с клоунами, потому что дети очень ярко выражают эмоции, могут громко ругаться, кричать, тем самым обращая внимание и получая эмоциональных отклик от других. Однако подобная демонстративность быстро проходит, и ребенок успокаивается. Данные психологических тестов показывают, что такие дети отличаются низким уровнем интеллекта; низкой произвольностью; невысоким уровнем развития игровой деятельности.

Вторую группу составляют дети, использующие агрессию как норму поведения в общении со сверстниками. Агрессия для них является средством достижения определенной цели. Их деятельность целенаправленна и самостоятельна, они часто используют прямую физическую агрессию, не отличающуюся, впрочем, жестокостью, игнорируя эмоции сверстников. По результатам исследований, дети обладают высоким уровнем интеллекта, хорошо развитой произвольностью, организаторскими способностями, высоким социальным статусом.

Для детей, входящих в третью группу, нанесение вреда другим выступает как самоцель. Их действия характеризуются жестокостью, а они сами получают удовольствие от страданий сверстников. К счастью, подобный, самый тяжелый тип агрессии, встречается достаточно редко. Результаты обследования говорят о среднем уровне интеллекта, низком социальном статусе.

Таким образом, среди истоков детской агрессии лежит различная мотивация: для первой группы – демонстрация, для второй – достижение своих целей, для третьей – причинение страданий. Общее же для всех маленьких «агрессоров» – неумение понимать других детей и невнимание к сверстникам.

Редакция


Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий к “Агрессивные дети

  1. Не ожидала, что мне сегодня попадется такая интересная и полезная статья на такую актуальную для нашей семьи тему. Старший ребенок почти всех в семья «строит», только папа на него управу находит. Ну что ж, я поняла что мотивация у него — достижение своих целей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>