Дети готовы играть каждую секунду, однако способы взаимодействия с игрушками и друг с другом в настоящее время изменились. Сегодня дети чаще всего не могут играть без вмешательства взрослых; у них гораздо больше игрушек, чем у их сверстников в прошлом; для некоторых детей действия взрослых (родителей или воспитателей) являются главным источником игры.
Чтобы противостоять этим изменениям, защитники игры из США предлагают альтернативные подходы, которые восстанавливают старые ценности и добавляют современные наработки. Эти четыре игровые тенденции имеют ряд общих особенностей: недирективная роль взрослого, внимание к естественному детскому любопытству, дорогое оборудование и игрушки не требуются.
Введенный в педагогику Элионорой Голдшмидт и Соней Джексон термин «эвристическая игра» восходит к греческому слову eurisko, которое означает «отыскиваю» или «открываю». Эвристическая игра дает детям (обычно младше 3-х лет) возможность свободно играть с бытовыми и природными объектами в контролируемой среде. Ключевой компонент эвристической игры – то, что главным является ребенок, а взрослые лишь оказывают ему поддержку, напрямую не вмешиваясь в происходящее.
«Корзина сокровищ» – это основа эвристической игры для младенцев. Заполненная безопасными домашними предметами (например, прищепка, деревянная ложка, фонарик, пластмассовый стаканчик) корзина дается малышу с того времени, как он может сидеть. Дети вынимают предметы, чтобы исследовать их, используя руки, рот, глаза и уши, в то время как взрослый сидит рядом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность или помочь по мере необходимости. «Корзины сокровища» распространены в центрах младенца и дошкольника в США, особенно в Монтессори-школах, а также могут использоваться дома.
Как только малыш познакомился с домашними предметами, он начинает интересоваться тем, что можно с ними сделать. Детьми движет естественное любопытство и желание взаимодействовать с предметами. Эвристическая игра позволяет детям понять, как работают те или иные вещи, используя такие понятия, как размещение, наложение и упорядочивание.
Во время игровой сессии другие предметы, которые не относятся к игрушкам, убираются из сферы внимания, чтобы малыш не отвлекался. Каждому ребенку дают на выбор несколько контейнеров с предметами, чтобы тот мог их исследовать. Взрослый же сидит спокойно поблизости, не вмешиваясь в ход манипуляции.
В эвристической игре есть ряд преимуществ, например, вовлечение детей в процесс самопознания и изучения, развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также поддержание детского любопытства и внимания в течение длительного периода времени.
Термин «Лесная школа» был придуман в Англии в попытке определить тип активного обучения, который возник в Скандинавии и Германии, где нахождение детей на открытом воздухе является неотъемлемой частью семейного воспитания. Лесные школы уходят своими корнями в работы Фридриха Фребеля (создателя детских садов) и дают возможность маленьким детям развиваться и учиться на свежем воздухе.
Нет единого типа лесных школ: некоторые базируются в лесистой местности, другие имеют отделение в лесу и используют окружающую среду в качестве отправной точки для изучения. В США первые лесные школы были основаны в Сиэтле в 2008 году. С тех пор это движение только растет.
На Западе лесные школы обычно упоминаются как школы природы. Их методы значительно разнятся, но объединяет их ряд основных принципов:
Эта самостоятельная, неструктурированная игра позволяет детям сделать выбор, рискнуть и использовать собственное воображение. Вышеперечисленное является ключевым принципом многих образовательных методик, включая Вальдорфскую школу, педагогику Реджио Эмилия и систему Монтессори.
В этом типе игр дети считаются полностью самостоятельными и «дееспособными». Вместо того, чтобы направлять игру с определенной целью, взрослые оказывают детям общую поддержку. Вот как объясняют этот метод американские педагоги: «Я не решаю то, что будут изучать сегодня дети. Это не работа педагога, а работа детей. Моя же задача состоит в том, чтобы в первую очередь создать развивающую среду, затем играть с детьми в ней, помогать им, но только тогда, когда эта помощь действительно нужна».
Педагог Магда Гербер и детский невропатолог Том Форрест утверждают, что дети (особенно до 3-х лет) познают мир через игру, а взрослые должны взаимодействовать с ребенком способом, который диктует именно малыш. Это начинается с создания безопасного пространства, в котором игрушки и предметы домашнего обихода разложены так, чтобы ребенок захотел с ними играть и взаимодействовать. Магда Гербер советует взрослым давать малышу минимальные указания, кроме тех случаев, когда есть риск для детской безопасности.
Краеугольный камень методики Магды Гербер – почтительные отношения между ребенком и родителем. Вместо того, чтобы говорить детям, что им нужно сделать, взрослые должны поощрять их, чтобы те могли себя выразить в игре. Сторонники данного направления считают, что доверительные отношения, когда дети могут совершать ошибки, возможность проверить себя и доказать собственную компетентность в социальных отношениях, положительно влияют на эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие малышей.
Методика Магды Гербер – последнее повальное увлечение в Голливуде. Например, актеры Джейми Ли Кертис и Хэнк Азариа именно так воспитывают своих детей. Однако у данного похода есть и свои критики, которые недовольны отсутствием целенаправленных занятий и развивающих игрушек. На что последователи методики возражают: «Возможно, это покажется кому-то странным, но если мы хотим, чтобы дети выросли самобытным и грамотным взрослым, то нужно относиться к ним как самобытным и грамотным детям. Они не нуждаются (и не хотят) в дорогих игрушках или гаджетах».
Свободная игра помогает воспитать гибких, независимых и творческих детей, но прежде всего игра – это забава. Подходы, обрисованные в этой статье в общих чертах, можно и не брать за основу воспитания, но их элементы – связь с природой, сокращение заводских игрушек или просто планирование игры – вполне возможно взять на вооружение.